Оксана Тараненко
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразовательная работа
«Применение здоровье сберегающих технологий в ДО
У»
[/b]
Формирование культуры здоровья – эта задача актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому и тема моей самообразовательной работы звучит так: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Целью является формирование у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности». Организацию оздоровительной работы строим с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30 «Теремок», разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Главная цель нашей работы по самообразованию – сохранять и укреплять их здоровье детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:
- обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья детей
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
- повышение эффективности в процессе обучения за счет средств здоровье сберегающих технологий.
Целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мер которые осуществляются в процессе взаимодействия ребё нка и сотрудников детского сада: ребёнка и воспитателя, ребёнка и инструктора физической культуры, ребёнка и музыкального руководителя, ребёнка и медицинского работника.
Здоровье сберегающие технологии по которым мы работаем можно разделить на 2 группы:
Технологии сохранения здоровья : динамические паузы (физминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, босохождение, релаксация, игровой самомассаж, подвижные и спортивные игры
Технологии обучения здоровому образу жизни : утренняя гимнастика, физкультурные занятия, игровой самомассаж, активный отдых и т. д.
Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
создание условий для формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определять свои состояния и ощущения
В каждой возрастной группе МБДОУ № 30 оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями: массажными ковриками, спортивным инвентарем, так и нестандартным оборудованием для самомассажа.
Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Поставленные цели и задачи успешно реализую на практике:
Динамические паузы, физкультминутки мы проводим во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия, главным образом в момент появления признаков утомляемости. Систематическое использование приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.
Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий. Пальчиковая гимнастика, является действенным способом речевого развития, активного развития памяти и мышления, координации движений. Благодаря пальчиковой гимнастике руки детей становятся сильными и ловкими. Дети быстрее успокаиваются после перенесенных волнений. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и т. д.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещении 3 раза в неделю, 1 раз в неделю на свежем воздухе (если позволяют погодные условия).
Технология воздействия через сказки (сказкотерапия)
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии с детьми старших групп воспитатели учатся составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Использование здоровье сберегающих технологий предполагает и работу с родителями:
ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями созданными для охраны здоровья детей в группе.
консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены.
родительское собрание;
папки-передвижки;
совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Этикет-школа изящных манер», «Мой день»;
Применение здоровье сберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей.
Система слаженной работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.
С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеку подвижных игр, картотеку комплексов гимнастики после дневного сна, картотеку пальчиковых игр.
Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать —
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Список литературы:
1. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М. : Скрипторий, 2008. - 160 с.
2. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008
3. Ирина Красикова «Самомассаж в ДОУ» Издательство: Корона-Век Издано: 2011г. Стр: 336
3. Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятии с детьми» -М. «Просвещение» 1988
Интернет ресурсы: https://aldebaran.ru/author/s_ovchinnikova_t/kniga_artikulyacionnaya_i_palchikovaya_gimnast/