Ольга Мельникова
Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Важнейший показатель благополучия общества и государства - состояние здоровья подрастающего поколения. Использование здоровьесберегающих технологий музыкальнотерапевтической направленности в работе с детьми в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья, развивает личностные и творческие способности и возможности ребенка. Здоровье детей возможно сохранить и укрепить через музыкальную деятельность. В работе с детьми с ДОУ применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
• технологии сохранения и стимулирования здоровья;
• технологии обучения здоровому образу жизни;
• коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в ДОУ.
Основная цель этих технологий направлена на становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Важно, чтобы дети имели высокий потенциал здоровья, обладали основами знаний о здоровом образе жизни.
К ним относятся:
Бодрящая гимнастика
Динамические паузы
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Корригирующая гимнастика
Ортопедическая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Ритмопластика
Стречинг
Су-Джок технология
Технологии эстетической направленности
Фитбол
Фитотехнология
Технологии обучения здоровому образу жизни в ДОУ.
Данные технологии ориентированы на обеспечение сохранения здоровья дошкольников в ДОУ и формирование у него необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, обучение использовать полученные знания в повседневной жизни. К ним относятся:
Активный отдых
Биологическая обратная связь (БОС)
Коммуникативные игры
Массаж и самомассаж
Мимический массаж
Проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия)
Точечный самомассаж
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Коррекционные технологии в ДОУ.
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, также направлены на коррекцию того или иного нарушения здоровья ребенка. К ним относятся:
Артикуляционная гимнастика
Арт-терапия (музыкальная терапия (звукотерапия, вокалотерапия, танцетерапия и др.) театротерапия, сказкотерапия, цветотерапия, библиотерапия, и др.)
Логопедическая ритмика
Фонетическая ритмика.
Нейрогимнастика (кинезиология)
Психогимнастика
Технологии коррекции поведения
Здоровьесберегающие технологии с использованием музыки в ДОУ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Технологии обучения
здоровому образу жизни. Коррекционные технологии.
Физкультурная минутка - динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла
Арттерапия - оздоравливание средствами воздействия различных видов искусств (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, музыкальные подвижные игры и т. д.)
-аттракционы
Интегрированные занятия из серии «Наше здоровье»
Технология музыкального воздействия - создание (подбор) такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности
Музыкальная пальчиковая гимнастика (Л. Яртова) - тренировка тонких движений пальцев кисти рук.
Самомассаж - массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)
Артикуляционная гимнастика - упражнения для формирования правильного произношения.
Бодрящая гимнастика под музыку - переход от сна к бодрствованию через поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью физических упражнений.
Коммуникативные игры - игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
Дыхательная гимнастика - специальные упражнения, позволяющие укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия - система игровых упражнений, которые тренируют слуховое и зрительное внимание и память, осязание, память, воображение и творческую фантазию.
Психогимнастика - на занятиях дети передают эмоции выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Ритмопластика - система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.
Утренняя гимнастика под музыку - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей
Релаксация под музыку со звуками природы - система расслабляющих упражнений, направленная на снижение двигательного беспокойства.
фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Технологии эстетической направленности
- способствуют эмоциональному благополучию ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Вывод
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ формируют у ребенка мотивацию к здоровому образу жизни. Чтобы вызвать заинтересовать ребенка важно предварительно продумывать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий с использованием музыки в образовательном процессе в ДОУ способствует повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья дошкольников.
Список использованной литературы:
1. АртюковаО. И,ТеличкоТ. В. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).
2. ВолошинаЛ. Н. Организация здоровьесберегающего пространства/Дошкольноевоспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
3. КудрявцевВ. Т., ЕгоровБ. Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. –М. :
5. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / Методист. – 2007.
6. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –/М. : ТЦСфера, 2005