Светлана Лукьянова
Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО
Введение:
В настоящее время, в условиях быстрого развития и изменения технологий, все более актуальна необходимость развития у детей творческого мышления, критического и аналитического мышления, а также способностей к решению нетривиальных задач. Один из эффективных инструментов, который может помочь в этом - это Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В данной статье мы рассмотрим применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования.
1. Что такое ТРИЗ?
Публикация «Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО» размещена в разделах
ТРИЗ - это система принципов и методов, разработанных Генрихом Альтшуллером, для развития креативности и поиска инновационных решений. Основой ТРИЗ является анализ и изучение закономерностей развития техники и принципы, позволяющие находить новые и нетривиальные решения задач.
2. Применение ТРИЗ в дошкольном образовании.
- Развитие творческого мышления: ТРИЗ помогает детям развивать креативное мышление и интуицию. Они учатся видеть проблемы как вызов, а не преграду, и искать нестандартные решения.
- Коллективное решение проблемы: дети могут быть разделены на группы, и предложено решить некоторую проблему или задачу. Например, построить самую высокую башню из конструктора. Используя методы ТРИЗ, детям будут даны различные препятствия и ограничения, чтобы стимулировать их креативность и поиск нетривиальных решений. После этого группы могут представить свои решения и объяснить, как они применили принципы ТРИЗ для достижения их цели.
- Развитие аналитического мышления: Детям могут быть предоставлены различные задачи или головоломки, которые требуют аналитического мышления и поиска нестандартных решений. Используя принципы ТРИЗ, дети могут разбирать проблему на составные элементы, выявлять причины и факторы, анализировать возможные варианты решений. Поощряйте детей обдумывать и предлагать более чем одно решение для одной задачи, чтобы развить их творческое мышление.
Важно помнить, что применение ТРИЗ в дошкольном образовании должно быть игровым и подходящим для возраста детей. Дети должны воспринимать его как увлекательное приключение и возможность для творчества и развития.
- Разрешение конфликтов и поиск решений: ТРИЗ помогает детям учиться решать проблемы и конфликты, применяя различные стратегии и методы. Они учатся анализировать ситуации, определять причины проблемы и формулировать возможные решения.
Примеры разрешения конфликтов:
- Детям могут быть заданы ситуации, в которых возникают конфликты между персонажами или объектами.
- Используя методы ТРИЗ, дети могут применять различные стратегии разрешения конфликтов, включая поиск компромиссов, альтернативных решений и поиск взаимовыгодных ситуаций.
- Важно позволить детям предлагать свои собственные идеи и решения и обсуждать их с другими детьми.
- Развитие аналитического мышления: ТРИЗ учит детей анализировать задачи, выделять основные причины и факторы, а также предлагать альтернативные варианты решения.
3. Методы и техники ТРИЗ в дошкольном образовании
- Метод "Барьеры и преграды" : Дети учатся видеть преграды как возможности для развития и решения проблемы. Они могут использовать этот метод для рисования или конструирования, где каждая преграда становится элементом творчества.
- Метод "Идеальный результат" : Дети предлагают идеальные решения задачи, где все проблемы и противоречия исчезают. Они учатся мыслить абстрактно и развивать свое воображение.
- Применение принципов ТРИЗ : Детям предлагается использовать принципы ТРИЗ при решении задач. Например, они могут применять принцип "Обратить вредное действие в полезное" при рисовании или конструировании.
Вот несколько примеров игр, основанных на принципах ТРИЗ, которые могут развить творческое мышление у детей в дошкольном возрасте:
1. "Творческое решение" :
- Задайте детям простую задачу или проблему, например, как достать игрушку, упавшую за забор.
- Предложите им придумать как можно больше нетрадиционных и креативных способов решения этой проблемы, используя принципы ТРИЗ.
- Поощряйте детей предлагать нестандартные идеи и объяснять, как они применили принципы ТРИЗ для решения задачи.
2. "Преобразование объекта" :
- Дайте детям предмет, например, пластиковый стакан.
- Попросите их придумать как можно больше способов изменения или преобразования этого стакана, используя принципы ТРИЗ.
- Дети могут предлагать идеи, как использовать стакан в качестве других предметов, как изменить его форму или свойства и т. д.
3. "Нетрадиционный конструктор" :
- Предоставьте детям конструктор или набор строительных блоков.
- Попросите их придумать максимальное количество нетрадиционных способов использования этих блоков, применяя методы ТРИЗ.
- Поощряйте их экспериментировать с разными формами, комбинациями и использованием блоков для создания необычных конструкций.
4. "Придумай свою сказку" :
- Попросите детей придумать свою сказку или историю, используя принципы ТРИЗ для создания нестандартных сюжетов или развития сюжета.
- Дети могут придумывать героев с необычными способностями, решать проблемы с помощью принципов ТРИЗ, искать инновационные решения и т. д.
Заключение:
Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования способствует развитию творческого мышления детей, способности искать нестандартные решения и анализировать проблемы. ТРИЗ стимулирует развитие аналитического и критического мышления детей, а также способствует развитию коммуникационных навыков и умения работать в команде. Поэтому внедрение принципов и методов ТРИЗ в дошкольное образование может быть эффективным инструментом для формирования навыков, необходимых для современного и осознанного общества.