Лучший педагог года

Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО

Светлана Лукьянова
Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО

Введение:

В настоящее время, в условиях быстрого развития и изменения технологий, все более актуальна необходимость развития у детей творческого мышления, критического и аналитического мышления, а также способностей к решению нетривиальных задач. Один из эффективных инструментов, который может помочь в этом - это Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В данной статье мы рассмотрим применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования.

1. Что такое ТРИЗ?

Публикация «Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО» размещена в разделах

ТРИЗ - это система принципов и методов, разработанных Генрихом Альтшуллером, для развития креативности и поиска инновационных решений. Основой ТРИЗ является анализ и изучение закономерностей развития техники и принципы, позволяющие находить новые и нетривиальные решения задач.

2. Применение ТРИЗ в дошкольном образовании.

- Развитие творческого мышления: ТРИЗ помогает детям развивать креативное мышление и интуицию. Они учатся видеть проблемы как вызов, а не преграду, и искать нестандартные решения.

- Коллективное решение проблемы: дети могут быть разделены на группы, и предложено решить некоторую проблему или задачу. Например, построить самую высокую башню из конструктора. Используя методы ТРИЗ, детям будут даны различные препятствия и ограничения, чтобы стимулировать их креативность и поиск нетривиальных решений. После этого группы могут представить свои решения и объяснить, как они применили принципы ТРИЗ для достижения их цели.

- Развитие аналитического мышления: Детям могут быть предоставлены различные задачи или головоломки, которые требуют аналитического мышления и поиска нестандартных решений. Используя принципы ТРИЗ, дети могут разбирать проблему на составные элементы, выявлять причины и факторы, анализировать возможные варианты решений. Поощряйте детей обдумывать и предлагать более чем одно решение для одной задачи, чтобы развить их творческое мышление.

Важно помнить, что применение ТРИЗ в дошкольном образовании должно быть игровым и подходящим для возраста детей. Дети должны воспринимать его как увлекательное приключение и возможность для творчества и развития.

- Разрешение конфликтов и поиск решений: ТРИЗ помогает детям учиться решать проблемы и конфликты, применяя различные стратегии и методы. Они учатся анализировать ситуации, определять причины проблемы и формулировать возможные решения.

Примеры разрешения конфликтов:

- Детям могут быть заданы ситуации, в которых возникают конфликты между персонажами или объектами.

- Используя методы ТРИЗ, дети могут применять различные стратегии разрешения конфликтов, включая поиск компромиссов, альтернативных решений и поиск взаимовыгодных ситуаций.

- Важно позволить детям предлагать свои собственные идеи и решения и обсуждать их с другими детьми.

- Развитие аналитического мышления: ТРИЗ учит детей анализировать задачи, выделять основные причины и факторы, а также предлагать альтернативные варианты решения.

3. Методы и техники ТРИЗ в дошкольном образовании

- Метод "Барьеры и преграды" : Дети учатся видеть преграды как возможности для развития и решения проблемы. Они могут использовать этот метод для рисования или конструирования, где каждая преграда становится элементом творчества.

- Метод "Идеальный результат" : Дети предлагают идеальные решения задачи, где все проблемы и противоречия исчезают. Они учатся мыслить абстрактно и развивать свое воображение.

- Применение принципов ТРИЗ : Детям предлагается использовать принципы ТРИЗ при решении задач. Например, они могут применять принцип "Обратить вредное действие в полезное" при рисовании или конструировании.

Вот несколько примеров игр, основанных на принципах ТРИЗ, которые могут развить творческое мышление у детей в дошкольном возрасте:

1. "Творческое решение" :

- Задайте детям простую задачу или проблему, например, как достать игрушку, упавшую за забор.

- Предложите им придумать как можно больше нетрадиционных и креативных способов решения этой проблемы, используя принципы ТРИЗ.

- Поощряйте детей предлагать нестандартные идеи и объяснять, как они применили принципы ТРИЗ для решения задачи.

2. "Преобразование объекта" :

- Дайте детям предмет, например, пластиковый стакан.

- Попросите их придумать как можно больше способов изменения или преобразования этого стакана, используя принципы ТРИЗ.

- Дети могут предлагать идеи, как использовать стакан в качестве других предметов, как изменить его форму или свойства и т. д.

3. "Нетрадиционный конструктор" :

- Предоставьте детям конструктор или набор строительных блоков.

- Попросите их придумать максимальное количество нетрадиционных способов использования этих блоков, применяя методы ТРИЗ.

- Поощряйте их экспериментировать с разными формами, комбинациями и использованием блоков для создания необычных конструкций.

4. "Придумай свою сказку" :

- Попросите детей придумать свою сказку или историю, используя принципы ТРИЗ для создания нестандартных сюжетов или развития сюжета.

- Дети могут придумывать героев с необычными способностями, решать проблемы с помощью принципов ТРИЗ, искать инновационные решения и т. д.

Заключение:

Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования способствует развитию творческого мышления детей, способности искать нестандартные решения и анализировать проблемы. ТРИЗ стимулирует развитие аналитического и критического мышления детей, а также способствует развитию коммуникационных навыков и умения работать в команде. Поэтому внедрение принципов и методов ТРИЗ в дошкольное образование может быть эффективным инструментом для формирования навыков, необходимых для современного и осознанного общества.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка»Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка» Ох, сколько приятной мороки и суеты принесла подготовка интерьера группы для создания этого интересного события. Несколько больших коробок.

Информация о воспитательном проекте «Шустрик» Согласно Программе развития Леушинской школы-интерната на 2013-2017 годы, с целью воспитания мотивации, развития творческого потенциала,.

Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ» Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в образовательном процессе ДОУ. Задачи: 1)конкретизировать.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУПрименение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ Применение интеллект-карт в коррекционно-образовательном процессе ДОУ Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка» комбинированного вида.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Учебно-исследовательский проект «Колобок»Учебно-исследовательский проект «Колобок» Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО
Опубликовано: 29 декабря 2023 в 22:32
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДО» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лукьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД