МААМ-картинки

Применение технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Людмила Пискунова
Применение технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1 сл. Добрый день, уважаемые коллеги! Я Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы МБОУ Погодаевская СОШ №18 имени А. С. Соколова. Представляю вашему вниманию опыт работы по применению технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.

Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

Публикация «Применение технологии „Синквейн“ в работе по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

Я постоянно нахожусь в активном поиске, методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Из интернет ресурсов я узнала об одной из эффективных инновационных технологий в речевом развитии синквейн, она меня очень заинтересовала и я стала её применять в работе с детьми.

2 сл. Что такое синквейн?

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам, и нет рифмы.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

То есть - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

синквейн способствует развитию критического мышления

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

3 сл. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - прилагательное, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов глаголов, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

4 сл. Свою работу по внедрению технологии «Синквейн» я начала строить поэтапно.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу я начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Познакомила детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением. Дала понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна использовала следующие слвесные игры и упражнения:

«Кто это? Что это?»,

«Отгадай загадки»,

«Узнай по описанию»,

«Скажи, какой? какая? какое? какие?»,

«Подбери признаки»,

«Кто что делает?» и другие.

- Дидактические игры:

«Найди пару»,

«Слова с противоположным значением» и др.

- Речевые тренинги.

5 сл. Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов, игр и упражнений, оформила необходимый иллюстративный материал, пополнена РППС в речевом уголке.

6 сл. Этапы обучения составления синквейна, например показываю картинку и спрашиваю:

• Что это?

Яблоко

2. Подберите два слова-признака.

- Какое яблоко?

КРАСНОЕ, ВКУСНОЕ

3. Подберите три слова-действия.

- Что делает яблоко?

РАСТЕТ, СОЗРЕВАЕТ, ПАДАЕТ

4. Составьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.

Я ЛЮБЛЮ ЕСТЬ ЯБЛОКИ

5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «яблоко».

ФРУКТ

Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению синквейна использовала следующие игровые приемы:

7 сл. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

8 сл. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

9 сл. «Кто рассказчик?»

Дети садятся в круг. По команде, они начинают передавать друг другу по кругу мешочек с игрушками, картинками и другими предметами.

По команде «СТОП!», мешочек останавливает свое движение.

На каком ребенке остановился мешочек, тот достает предмет, и рассказывает синквейн о нем.

10 сл. Коллективное составление синквейна «Мяч»

Выбирается тема синквейна, затем дети называют слова признаки, слова действия, из этих слов выбираются наиболее интересные. И вот что у нас получилось.

Мяч

Круглый, цветной (резиновый, маленький, большой, футбольный, тяжелый.)

Скачет, катится, марается (забивается, сдувается)

Я люблю играть с мячом

Игрушка. (игра, развлечение, спорт)

Итог составления синквейна :

Мяч.

Круглый, футбольный, большой.

Катится, забивается, марается.

Я люблю играть с мячом.

Спорт.

Составление синквейна по прочитанному произведению

Корней Чуковский

Айболит

Добрый, хороший

Путешествует, лечит, спасает

Айболит очень любит зверей

Доктор.

Теремок.

Маленький. Не высокий.

Стоит. Живут. Ломается.

Все звери хотят жить в теремке.

Дом.

11 сл. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

- Наглядно по предметам (игрушкам).

Кукла

Красивая, любимая

Стоит, сидит, улыбается

Моя кукла самая красивая

Игрушка

Арбуз.

Спелый, сочный.

Растет, спеет, лежит.

У арбуза много семечек.

Радость.

Торт.

Сладкий, вкусный.

Запекается, стоит, разрезается.

Я люблю торт, потому что он вкусный.

День рождения.

12 сл. Составление синквейна по пройденной теме (Что я знаю о домашних животных)

В дошкольной группе проходила неделя по теме: «Что я знаю о домашних животных» и в конце недели родители и дети составляли синквейн. Вот что получилось.

Дети:

Тема недели.

Интересная, загадочная.

Планировали, выполняли, занимались.

Каждый день, что то новое и интересное узнавали.

Радость.

Родители:

Тема недели.

Насыщенная, увлекательная.

Искали, мастерили, делились.

Совместная с детьми работа сближает.

Труд.

13 сл. Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части

Читаю стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

?

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается

Мне нравится этот зверёк

Лес.

Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна)

1. Намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

Белка

Рыжая, косолапая

Прыгает, скачет, воет

Мне нравится ловкая белка

Дикое животное.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего)

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

Зимой заяц белый и пушистый. Он прячется в снег или убегает от волка и лисы, потому что он их боится. Мне жалко зайца. Зайцы дикие животные о них никто не заботится им жить трудно.

«Один начинает, другой продолжает».

Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Мороженое.

Вкусное, сладкое.

Лежит, тает, продают.

Много мороженное есть нельзя, заболит горло.

Холод.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе.

Не всем детям нравилось составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому я учила детей составить синквейн и отвечать на вопросы, применяя методы и приемы : словесные, наглядные, практические в течение всего дня. Постепенно дети научились применять правила нерифмованных стихотворений. Составление синквейна превратилось в увлекательную и познавательную игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн стала для них весёлым и занимательным занятием.

Мне самой было очень интересно наблюдать за детьми, ведь каждый раз дети проявляли разные эмоции при составлении синквейна. Ответы у детей полные, разнообразные, интересные.

В своей практике я использую и задания для совместной деятельности ребё нка и родителей: Я предложила родителям сделать копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни, темам недели.

14. сл. Вот что у нас получилось.

Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Автор публикации:
Применение технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 20:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Пискунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД