Людмила Пискунова
Применение технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 сл. Добрый день, уважаемые коллеги! Я Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы МБОУ Погодаевская СОШ №18 имени А. С. Соколова. Представляю вашему вниманию опыт работы по применению технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.
Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.
Публикация «Применение технологии „Синквейн“ в работе по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Я постоянно нахожусь в активном поиске, методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Из интернет ресурсов я узнала об одной из эффективных инновационных технологий в речевом развитии синквейн, она меня очень заинтересовала и я стала её применять в работе с детьми.
2 сл. Что такое синквейн?
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам, и нет рифмы.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
То есть - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.
синквейн способствует развитию критического мышления
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
3 сл. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна.
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - прилагательное, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов глаголов, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
4 сл. Свою работу по внедрению технологии «Синквейн» я начала строить поэтапно.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу я начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Познакомила детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением. Дала понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна использовала следующие слвесные игры и упражнения:
• «Кто это? Что это?»,
• «Отгадай загадки»,
• «Узнай по описанию»,
• «Скажи, какой? какая? какое? какие?»,
• «Подбери признаки»,
• «Кто что делает?» и другие.
- Дидактические игры:
• «Найди пару»,
• «Слова с противоположным значением» и др.
- Речевые тренинги.
5 сл. Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов, игр и упражнений, оформила необходимый иллюстративный материал, пополнена РППС в речевом уголке.
6 сл. Этапы обучения составления синквейна, например показываю картинку и спрашиваю:
• Что это?
Яблоко
2. Подберите два слова-признака.
- Какое яблоко?
КРАСНОЕ, ВКУСНОЕ
3. Подберите три слова-действия.
- Что делает яблоко?
РАСТЕТ, СОЗРЕВАЕТ, ПАДАЕТ
4. Составьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я ЛЮБЛЮ ЕСТЬ ЯБЛОКИ
5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «яблоко».
ФРУКТ
Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению синквейна использовала следующие игровые приемы:
7 сл. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
8 сл. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
9 сл. «Кто рассказчик?»
Дети садятся в круг. По команде, они начинают передавать друг другу по кругу мешочек с игрушками, картинками и другими предметами.
По команде «СТОП!», мешочек останавливает свое движение.
На каком ребенке остановился мешочек, тот достает предмет, и рассказывает синквейн о нем.
10 сл. Коллективное составление синквейна «Мяч»
Выбирается тема синквейна, затем дети называют слова признаки, слова действия, из этих слов выбираются наиболее интересные. И вот что у нас получилось.
Мяч
Круглый, цветной (резиновый, маленький, большой, футбольный, тяжелый.)
Скачет, катится, марается (забивается, сдувается)
Я люблю играть с мячом
Игрушка. (игра, развлечение, спорт)
Итог составления синквейна :
Мяч.
Круглый, футбольный, большой.
Катится, забивается, марается.
Я люблю играть с мячом.
Спорт.
Составление синквейна по прочитанному произведению
Корней Чуковский
Айболит
Добрый, хороший
Путешествует, лечит, спасает
Айболит очень любит зверей
Доктор.
Теремок.
Маленький. Не высокий.
Стоит. Живут. Ломается.
Все звери хотят жить в теремке.
Дом.
11 сл. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.
- Наглядно по предметам (игрушкам).
Кукла
Красивая, любимая
Стоит, сидит, улыбается
Моя кукла самая красивая
Игрушка
Арбуз.
Спелый, сочный.
Растет, спеет, лежит.
У арбуза много семечек.
Радость.
Торт.
Сладкий, вкусный.
Запекается, стоит, разрезается.
Я люблю торт, потому что он вкусный.
День рождения.
12 сл. Составление синквейна по пройденной теме (Что я знаю о домашних животных)
В дошкольной группе проходила неделя по теме: «Что я знаю о домашних животных» и в конце недели родители и дети составляли синквейн. Вот что получилось.
Дети:
Тема недели.
Интересная, загадочная.
Планировали, выполняли, занимались.
Каждый день, что то новое и интересное узнавали.
Радость.
Родители:
Тема недели.
Насыщенная, увлекательная.
Искали, мастерили, делились.
Совместная с детьми работа сближает.
Труд.
13 сл. Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части
Читаю стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
?
Серый, колючий
Фыркает, спит, сворачивается
Мне нравится этот зверёк
Лес.
Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна)
1. Намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
Белка
Рыжая, косолапая
Прыгает, скачет, воет
Мне нравится ловкая белка
Дикое животное.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего)
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
Зимой заяц белый и пушистый. Он прячется в снег или убегает от волка и лисы, потому что он их боится. Мне жалко зайца. Зайцы дикие животные о них никто не заботится им жить трудно.
«Один начинает, другой продолжает».
Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Мороженое.
Вкусное, сладкое.
Лежит, тает, продают.
Много мороженное есть нельзя, заболит горло.
Холод.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе.
Не всем детям нравилось составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому я учила детей составить синквейн и отвечать на вопросы, применяя методы и приемы : словесные, наглядные, практические в течение всего дня. Постепенно дети научились применять правила нерифмованных стихотворений. Составление синквейна превратилось в увлекательную и познавательную игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн стала для них весёлым и занимательным занятием.
Мне самой было очень интересно наблюдать за детьми, ведь каждый раз дети проявляли разные эмоции при составлении синквейна. Ответы у детей полные, разнообразные, интересные.
В своей практике я использую и задания для совместной деятельности ребё нка и родителей: Я предложила родителям сделать копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни, темам недели.
14. сл. Вот что у нас получилось.
Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.
словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.