Апонасюк Наталья
Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-дефектолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в детском саду. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.
Публикация «Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-дефектолога в ДОУ» размещена в разделах
В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми задержкой психичсекого развития. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Рассмотрим несколько игровых технологий, используемых в работе.
«Развивающие игры Воскобовича». Данная технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового;развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир;развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы окружающего мира или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
Игровой набор «Дары Фрёбеля». Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм : шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.
Игры с Палочками Кюизенера. С помощью данных игр ребенок знакомится с отдельными понятиями, предметами, явлениями в доступной для него форме. С помощью данной технологии додетей в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
Игры с Лэпбуками. Ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания. Мы разработали Лэпбуки на разные лексические темы («Моя семья», «Деревья и кустарники», «Звери», «Времена года» и пр., на развитие разных психических процессов («Будь внимателен», «Самый умный», «Развиваем память» и др.)
Рисование песком с детьми на световом столе. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям. Применение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи материала.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ включает в себя с одной стороны- просмотр иллюстраций, презентаций и видеоматериалов на разные лексические темы и образовательные задачи. Я использую показ воспитанникам самостоятельно созданных презентаций на разные лексические темы («Времена года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я - человек», «Транспорт» и др). Материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Можно также создать банк готовых учебных презентаций по лексическим темам и банк электронных физминуток для детей.
Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я широко в работе использую самостоятельно разработанные для детей компьютерные игры по развитию элементарных математических представлений («Помоги Смешарикам», «Сосчитайка», «Игры с цветами» и др., развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления («Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).
Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе. Неотьемлемой частью коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР является:
- использование физкультминуток и динамических пауз во время непосредственно образовательной деятельности,
- пальчиковой гимнастики для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,
- гимнастики для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.
- дыхательной и артикуляционной гимнастики,
-релаксационных упражнений для психического здоровья детей.
Так же важными технологиями в моей работе является педагогические технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников и индивидуально-дифференцированного подхода.
Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития- является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом : доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей : в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)