Заикина Наталья
Применение социоигровой технологии при знакомстве детей с этикой общения и поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос формирования у детей взглядов на этические нормы и правила речевого поведения является весьма актуальным. Ребенок начинает овладевать этическими правилами речевого поведения и соблюдать нормы постепенно в определенных ситуациях общения.
Как создать условия для развития и формирования этических норм и правил поведения?
Публикация «Применение социоигровой технологии при знакомстве детей с этикой общения и поведения» размещена в разделах
Наиболее действенным средством формирования поведения является игра. Игра является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Знакомство с этическими нормами поведения осуществляю с использованием разных педагогических технологий. Особое внимание уделяю социоигровому методу М. В. Букатова. Интересно и замечательно то, что эта технология проведения образовательной деятельности подходит для любой непосредственно образовательной деятельности и для физкультуры, и для математики, и для знакомства с литературой. Сегодня я остановлюсь на развитии речи.
Социоигровая педагогика (технология сотрудничества) способствует развитию речи дошкольников, где дети общаются в процессе обучения. Наблюдения показали, речь детей, обращенная к сверстнику, более связная, понятная, более развернута. Именно в общении со сверстниками ребенок расширяет свой словарный запас.
Используя одно из золотых правил социоигровой технологии и стихи на этическую тему собираю малую группу детей.
- Будьте внимательны. Читаю произведение Маршака. Кто продолжит стихотворение, держит руку.
Из выбранных педагог создает группу.
- Гриша, Гриша, дай мне нож
Ты обратно не вернешь
Дай-ка Гриша, карандаш
Ты обратно не отдашь
Гриша, Гриша, дай резинку
Ты откусишь – половинку
Гриша, Гриша, дай чернил
Ты бы сбегал и купил
Применяю игры социоигровой технологии, переработанные по теме.
Игра «Пирамидка». Дети стоят по кругу. Строят пирамиду правил этики поведения из рук. Педагог называет первое («уважение к старшим») и протягивает руку в средину круга, затем каждый ребенок назовет правило и кладет свою руку на руку педагога. (Дети выстраивают пирамиду) Педагог предлагает почувствовать тепло рук, приятное состояние и спрашивает, что будет с пирамидой, если мы не будем знать правил поведения.
Игра «Люблю – не люблю» Дети стоят парами, подавая друг другу руку, говорит «Я люблю себя за то, что я…».
Игра «Магазин»
У каждого человека есть свои черты характера. Одни из них мы считаем достоинствами, а другие недостатками. Дети делятся на две группы, а значит и два магазина. Одна группа направится в комиссионный магазин и сдает свои недостатки в черте характера, а другая покупает те положительные качества, которые хотел бы приобрести (знаки внимания, личностные качества, умения, манеры поведения).
Игра «Слова – синонимы»
Педагог бросает мяч, называя слово, дети отвечают синонимом:
Будьте добры – (будьте любезны, пожалуйста и т. д.)
Сочувствую – (сопереживаю, жалею)
И т. д.
Социоигровая технология тем и хороша, что игры можно переработать под любую тематику.
Игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание является залогом эффективности обучения.
В развитии этических норм и правил поведения помогают сказки, в которых заложена народная мудрость. В сказке нет прямых наставлений («Будь аккуратным», «Будь вежливым», «Уважай старших», но есть мораль, которую они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказок.
Сказка «Репка» учит детей быть дружными, «Морозко» - трудолюбивыми. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль» и т. д.
Сказки и стихи С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, В. Осеевой, Л. Толстого, Г. Остера, Е. Чарушина, Э Мошковской, Г. Юдина мы обыгрываем. Дети с удовольствием принимают участие в мини-спектаклях, впитывая, как губка положительные качества героев.
В результате реализации социоигровых технологий в формировании этических норм и правил поведения через игры в увлекательной форме не только раскрыла содержание, но и связала эти требования с конкретными поступками воспитанников. А это дало возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни:
- дети приучились говорить не применяя в разговоре грубых слов;
- вежливо и уважительно относятся к старшим;
- всегда предлагают пришедшим гостям стул;
- здороваются, прощаются, благодарят, спрашивая о чем-то, просят доброжелательно, приветливо, не забывая при этом вежливые слова.
Хочу закончить свою статью словами Вячеслава Михайловича Букатова, которые для меня служат аксиомой в работе: «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…». Прислушивайтесь к своей интуиции, и у вас все получится!