Ольга Мамонова
Презентация «Разнообразие приёмов и методов при знакомстве с правилами безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие приёмов и методов при знакомстве с правилами безопасности
(Слайд 1) Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. Для формирования у ребенка правильного поведения в быту, на улице, на дороге, важен правильно организовать образовательный процесс.
В нашей работе используются различные приёмы и методы ознакомления детей с правилами безопасного поведения, которые условно можно подразделить на 3 группы:
Публикация «Презентация „Разнообразие приёмов и методов при знакомстве с правилами безопасности“» размещена в разделах
1. Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
2. Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы);
3. Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии).
Кратко проиллюстрируем каждую из вышеназванных групп:
(Слайд 2) 1. Словесные приёмы и методы:
1.1. Чтение художественной литературы заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
(Слайды 3, 4) Примером для детей служат литературные произведения: сказки С. Маршака «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке; русские народные сказки «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
(Слайды 5–7) К этому блоку также можно отнести отгадывание загадок об опасных явлениях и предметах, чтение пословиц и поговорок.
1.2. Беседа с детьми.
(Слайд 8) С дошкольниками можно организовать беседы на следующие темы: «Если я дома один», «Спички детям не игрушки», «Как вести себя на дороге, «Как вести себя с незнакомыми людьми» и др.
(Слайд 9) 2. Наглядные приёмы и методы:
2.1. Наблюдение.
Можно организовать наблюдения за явлениями природы, за трудом обслуживающего персонала дошкольного учреждения.
2.2. Использование мультимедийных презентаций.
Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережём детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».
2.3. Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости.
(Слайд 10) Примеры мультфильмов: «Уроки тетушки Совы» (серии «Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: бытовые приборы», «Уроки осторожности: электричество», «Уроки осторожности: незнакомцы», «Уроки осторожности: огонь», «Уроки осторожности: острые предметы») ТО «Маски», 2003г., режиссер: Анатолий Валевский; «Вера и Анфиса», Свердловская киностудия, 1988г., режиссёр: Валерий Фомин.
2.4. Рассматривание наглядно-дидактических пособий и картинок на тему: (Слайд 11) «Дорожные знаки», (Слайд 12) «Грибы» (съедобные и ядовитые грибы, (Слайд 13) «Специализированный транспорт», (Слайд 14) «Правила безопасности и поведения» и др.
(Слайд 15) 3. Практические приёмы и методы:
3.1. Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери» (знакомство и использование бытовых приборов пылесос, электрочайник, утюг); «Дорога» (знакомство с ПДД, с дорожными знаками, знакомство с правилами езды на велосипеде); «Больница» (учить детей уходу за больными и пользованию безопасными медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость) и др.
Подвижные игры: «Автомобили», «Светофор» и др.
3.2. Создание проблемных ситуаций.
Обыгрывание ситуаций с детьми необходимы, чтобы они применяли на практике правила безопасного поведения на улице, в быту. Обыгрывание ситуаций: «Где прячутся опасности на дороге?», «Где прячутся опасности в магазине?», «Где прячутся опасности в воде?», «Где прячутся опасности в траве?», «Где прячутся опасности в квартире?». Обыгрывание ситуаций с детьми позволяет, чтобы они применяли на практике правила безопасного поведения на улице, в быту.
3.3. Дидактические игры – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Для примера приведём 2 дидактические игры:
(Слайд 16) Игра «Сто бед»
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
(Слайд 17) Игра «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара. Развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: из четырёх картинок, изображенных на одной карточке, ребёнок выбирает лишнюю, связанную или не связанную с пожаром. Пример – шкатулка, расчёска, стул, газовая плита и т. д.
3.4. Изобразительная деятельность.
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. (Слайд 18) Выполняя макет проезжей части, ребёнок представляет себя в роли водителя, пешехода, регулировщика движения. Осуществляю лепку «Пожарная машина», примеряет на себя роль пожарного.
В деле формирования основ безопасности у дошкольников большое значение имеет положительный пример поведения взрослых. Поэтому педагогам необходимо уделять значительное внимание работе с родителями, которые должны осознать обязательность выполнения норм безопасной жизнедеятельности, быть примером и предъявлять дома к ребенку такие же требования, что и в дошкольной организации. (Слайд 19) Для этого предлагаются следующие формы взаимодействия детей, родителей и педагогов: анкетирование, совместные презентации проектов детей и родителей по темам безопасности; участие родителей в конкурсах рисунков по темам ОБЖ и др.
(Слайды 20) На следующем слайде приведён пример анкеты для родителей на тему: «Безопасность детей».
В заключение хотелось бы сказать, что в основе всех используемых нами приёмах и методах лежит деятельностный подход. Ведь именно в деятельности ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребёнку возможность быть самостоятельным в познании мира.
(Слайд 21) Список использованных источников
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятия с детьми 2–7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовое и информационно-образовательное обеспечение / авт. -сост. Е. Ю. Ляпина [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 140с.
3. Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе: тематическое планирование, формы взаимодействия, виды деятельности / авт. -сост. И. П. Равчеева, В. В. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 135 с.
4. Методическая разработка Анаприенко Н. М. «Разнообразие приёмов и методов при знакомстве дошкольников с правилами безопасности в быту» – https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2347
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – http://festival.1september.ru
(Слайд 22) Спасибо за внимание!