оксана ткачук
Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда при коррекции ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Из тяжелых нарушений речи чаще всего в дошкольном возрасте встречаются моторная и сенсорная алалии, слуховая речевая агнозия, и различного типа дизартрии.
Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим подходом к преодолению тяжелых нарушений речи имеет большое практическое значение. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития психических функций и отвечающих за них отделов головного мозга. Речь – одна из высших психических интегративных функций, которая не имеет четкой специализации в головном мозге. По мнению А. Р. Лурия «Приобретение речи требует огромных полимодальных, мозговых затрат: ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга».
Публикация «Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда при коррекции ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Как известно, эффективность логопедической работы зависит в первую очередь от качественного проведенного обследования речи ребенка. что в последующем позволит выбрать наиболее оптимальный и эффективный путь коррекционного воздействия. Анализ методик логопедического обследования показывает, что многие из существующих построены по симптоматическому принципу, который не позволяет выявить причину и механизмы возникновения дефекта, а лишь описывает его симптоматическую картину. При логопедической диагностике часто применяются только вербальные методы, что по меньшей мере неправильно. Эти методы способны лишь констатировать наличие дефекта, но они никогда не приведут к пониманию его природы и механизмов.
Обследуя ребенка, нужно учитывать, что речь, как высшая психическая функция, сложна по своему генезу (происхождению) и строению. Ее правильное формирование и протекание зависит на психологическом уровне от взаимодействия и взаимовлияния разных уровней в структуре психической функции и от взаимодействия с другими психическими процессами. Поэтому при проведении логопедической диагностики у детей с ТНР, во-первых следует учитывать, что нарушение речи ведет к системному эффекту, т. е. к нарушению или несформированности других психических процессов, взаимосвязанных структурно или функционально. Во-вторых, нельзя забывать о компенсаторных процессах. Важно при обследовании отдифференцировать дефект от компенсации. И наконец обследование не должно заканчиваться простым описанием трудностей, а вычленением механизма и причины этих трудностей, на основании которых может быть поставлен дифференцированный диагноз. Зачастую после обследования речи ребенка заключение логопеда звучит как : «фонетический дефект», «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», «общее недоразвитие речи». Действительно, это общепризнанная психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Однако практической ценности от такого заключения получить невозможно. Что представляют собой эти дефекты, каковы их природа и механизмы, с дисфункцией каких зон мозга они связаны? Мало информации из такого заключения можно получить, планируя этапы коррекционного воздействия. В результате такого обследования логопедическая работа планируется исходя из симптома, а не от механизма и причины его возникновения. Такой подход не позволяет комплексно воздействовать на речевой дефект и в случае с тяжелыми нарушениями речи о полной компенсации дефекта говорить не приходится.
Исходя из всего выше изложенного следует, что при осуществлении коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими ТНР, использовать нейропсихологический подход. Это позволит при проведении логопедического обследования исследовать речь ребенка на трех уровнях ее организации – мозговом, психофизиологическом и психологическом, что позволяет не просто обнаружить дефект, но и его природу и механизмы, нарушение внутри- и межфункциональных связей. Такой подход позволит поставить дифференцированное логопедическое заключение и наметить адекватный путь коррекционной работы, способствующий комплексному воздействию на речь, как интегративную высшую психическую функцию.