МААМ-картинки

Применение методов ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста

Юлия Харрасова
Применение методов ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество предъявляет человеку все более высокие требования - это и высокие информационные технологии, ритм жизни, конкуренция, поэтому человек должен вовремя применить свои знания и навыки которыми он обладает. Поэтому сегодня актуальна проблема формирования творческой активности личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Публикация «Применение методов ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра “Да-Нетки”

Воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика, дети перечисляют отрицательные качества. (Пример : “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)

Игра “Наоборот” или “Перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать, выход - вход)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Например, Золушке необходимо испечь пироги, но скалки у нее нет. Чем Золушке раскатать тесто? (надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать)

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример : “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”. Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например : Система “Лягушонок”, подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ по познавательному развитию

детей в старшей группе.

Тема: «Помогите Лунтику»

Задачи:

-закрепить умение детей отгадывать загадки,

- закрепить знания детей о героях сказок;

-развивать связную речь дошкольников;

-развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;

-тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения;

-воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал: игрушечная ракета, игрушка лиса, Лунтик, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка.

Ход занятия:

На столе стоит игрушечная ракета, полностью скрытая от детей.

- Дети посмотрите, как вы думаете, что здесь спрятано? Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них «да» или «нет». Подсказка – это неживой предмет.

Игра «Данетка»

-Это мебель?

- Нет

- Это транспорт?

- Да

Варианты ответов детей…

- Это ракета?

- Да

Воспитатель снимает ткань.

- Ребята, Лунтик обратился к вам за помощью, он хочет отправиться домой на Луну. Но для этого необходимо привести ракету в рабочее состояние, а для этого нужно выполнить задания, попробуем?

- Посмотрите, все задания спрятаны в волшебной шкатулке. Для того, чтобы узнать, какое первое задание, отгадайте загадку.

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Воспитатель достает мокрую игрушку лисы.

- Посмотрите, это лисенок. Если мы сможем ему помочь, то ракета пройдет 1 этап подготовки к полету.

- Подумайте, дети, почему лисенок мокрый?

Игра «Хорошо-плохо»

- Ребята, как вы думаете, дождь нужен или нет? Что в нем хорошего?

- А что плохого?

- Получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Дождь - это хорошо тогда, когда.

Дождь - это плохо тогда, когда.

- А солнце какое, хорошее или плохое?

- Ребята, что хорошего в солнце?

- А что плохого?

- Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

- Что мы можем сделать для лисички? (высушить, согреть)

- Ребята, оказывается, лисичка заблудилась. Она забыла из какой сказки попала к нам. Вспомните, какие сказки вы знаете, в которых есть лиса?

(«Теремок», «Волк и лиса» и т. д.)

- Ребята, подождите, лисичка вспомнила, что пришла из сказки «Теремок», и ей пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ней.

- Мы помогли лисичке, согрели, вернули ее обратно в сказку – ракета прошла 1 этап подготовки к полету.

- Что же еще есть в шкатулке? Посмотрите, все буквы перепутались, нам нужно отгадать название сказки, но чтобы поставить их по порядку надо отгадать загадки о каждой букве.

Тень упала на Трюмо,

Таракан смотрел в окно.

«Таракан», «Трюмо» и «Тень»

Начинаются на. («т»)

Блеет козлик:

«Ме» да «ме»,

Знает только

«Эм» и. («е»)

Эта буква нам важна:

Слову «Родина» нужна,

«Речь Родная», «Русский» тоже

Без нее прожить не сможет.

Буква нужная, поверь!

Эта буква —. (буква «р»)

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)

«Мед», «Малина», «Макраме»

Начинаются на. («м»)

«ОблакО», «Очки», «Оса»,

«НОж», «кулОн» и «кОлбаса».

Знают дети все давно,

Что с баранкой схожа. («о»)

«Карандаш», «Кирпич», «КирКа»

— Все содержат букву. («к»)

По мере разгадывания загадок на доску выставляются буквы - слово "ТЕРЕМОК"

- Вот и 2 этап подготовки к полету пройден.

Игра «Теремок» (детям раздаются карточки с картинкой)

- Тук-тук, кто в теремочке живет?

- Я - Книга. А ты кто?

- А я - Телевизор. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Ребенок должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.

- А теперь выйдем в лес, чтобы отдохнуть и набраться сил.

Физминутка

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

- Посмотрите, наша ракета уже почти готова к полету.

Игра "Перевирание сказки".

- Что у нас еще осталось в сундучке. А здесь сказка «Три медведя», но в ней есть ошибки. Найдите их.

«Одна девочка Даша ушла из дома в пустыню. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к замку.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике полно народа, и вошла.

В домике этом жили гуси-лебеди. Один медведь был отец, звали его Иван Михалыч. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Татьяна Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Иванушка.» И т. д.

- Ребята, нам осталось выполнить последнее задание, нужно вспомнить героев сказок с помощью загадок.

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Ответ: Карлсон

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это?

Ответ: Карабас-Барабас

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Ответ: Три медведя

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Ответ: Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

Ответ: Снегурочка

Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос?

Ответ: Буратино

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ: Красная шапочка

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

Ответ: Скатерть-самобранка

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

Ответ: Дюймовочка

- Какие вы молодцы! Посмотрите, ракета готова к полету. Давайте попрощаемся с Лунтиком. Начинаем обратный отсчет (дети считают от 10 до 0)

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение методов ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 мая 2023 в 20:56
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение методов ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Харрасова (УИ 393700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД