Ольга Дащенко
Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Применение методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Публикация «Применение методики „Мнемотехника“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют проблемы: нарушение звукопроизношения, низкий словарный запас, нарушения в употреблении грамматических категорий, затруднения в составлении рассказа, правильно и логически рассказывать и пересказывать. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно словесно-логическое мышление. Кроме того, в связи с речевыми проблемами, затрудняется формирование процесса коммуникации.
Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Ребенок не может запомнить то, что ускользнуло от его наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового) запоминание возможно, только если его объект ассоциируется в сознании с чем – либо, что уже знакомо. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Мы не ощущаем развития процессов, которые протекают в подсознании. И тем не менее то, что прочно ассоциируется, запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить и говорить о том то, что не наблюдал, а наблюдая, запоминает только то, что его заинтересовало. В основном, деятельность ребенка построена на интересе.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна наряду с общепринятыми методиками. Искусственное запоминание определенного материала, рассказ и пересказ его, как показывает практика, возможно при использовании приемов мнемотехники. В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи 1- 3 уровня я несколько лет активно применяю методы мнемотехники.
Мнемотехника в переводе означает «искусство запоминания». К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемоквадрат несет определенную информацию, например – яблоко сладкое. Мнемодорожка - алгоритм действия, например, схема последовательности одевания на прогулку.
Мнемотаблица - это схема, которая несет информацию, связанную по смыслу о событии или несет развернутую информацию о чем-то определенном, например, информацию о животном, птице и т. д. Интересно наблюдать, как ребенок, буквально месяц назад не мог «двух слов связать» - смотрит на мнемотаблицу и составляет рассказ, например, о животном. Какое это животное (домашнее или дикое, размер, форма, чем покрыто, что ест, где живет, чем питается, как называются детеныши, взаимодействие с человеком. Предварительно, в соответствии с тематическим планированием, набрав на всех видах образовательной деятельности в течении недели информацию по теме, словарный запас, (например «Домашние животные») в конце недели ребенок составляет развернутый рассказ о животном с использованием мнемотаблицы.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.
Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, я считаю, является наиболее актуальным, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей; приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; а в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Описание методики
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Цель данной методики: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Новизна методики заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с с общим недоразвитием речи (ОНР) и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Преимущество мнемотехники - использование её как в совместной итак и в самостоятельной деятельности.
Мой акцент - работа с мнемотаблицами
Цель - научить детей составлять рассказы.
Задачи:
1. Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и пересказывать рассказы, заучивать стихотворения.
2. Развивать умения составлять рассказы.
3. Развивать психические процессы: память (различные виды, внимание, словестно - логическое мышление,
4. Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
5. Автоматизировать звуки в связной речи.
Применение методики «Мнемотехника» строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .
Для детей дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок – жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы возможно давать в одном цвете.
В дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования,
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Алгоритм работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
Я использую мнемотаблицы на лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей:
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)
В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя.
Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, так как она многофункциональна.