Лена Ханафина
Применение метода ассоциаций в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Отвечая на вопрос «Что представляет собой интерактивное обучение?», мы можем сказать, что «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, это один из вариантов коммуникативных технологий, обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними, это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Темочки:
Слайд 2
Одним из компонентов интерактивных технологий обучения является ассоциативный метод, который я активно использую на своих логопедических занятиях.
Этот метод представляет собой процесс, при котором в сознании воспитанников между двумя или более понятиями или объектами формируется четкая связь.
Эта связь может выстраиваться:
- по цвету,
- форме,
- назначению,
- количеству,
- вкусу,
- материалу,
- звучанию или наоборот по контрасту и отличиям между понятиями.
И одно понятие, всплывая в памяти, неизбежно влечет за собой другое. Основу обучения в ассоциативном методе составляют наблюдение и сравнение, различение и отождествление, разделение и объединение, связывание и расчленение.
Слайд 3
Установление ассоциативных связей между предметами и явлениями является одной из составляющей коррекционно-логопедического процесса при работе с детьми с общим недоразвитием речи, а также систематизирует детские представления детей об окружающем мире и развивает их логическое мышление.
Все первоначальные задания детям предлагаются с обязательным использованием наглядного материала, с подробными разъяснениями и исправлениями ошибок детей. Целесообразно использовать задания для развития ассоциаций при изучении разных лексических тем, систематизируя полученные знания детей на протяжении всего коррекционного процесса.
Сейчас я приведу примеры практического использования ассоциативного метода
Слайд 4
Ассоциативный цветок. На доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные». Каждая ребенок подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые располагаются вокруг этого понятия. Позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу.
Дается ключевое слово или понятие, и вокруг него помещаются различные ассоциации.
Для отработки этого приема, ребятам было предложено нарисовать, что приходит на ум, когда они слышат определение «Звук Б».
На выполнение этого задания отводится определенное время (не более 5 минут).
После сигнала «СТОП», дети по очереди начинают перечислять, что изобразили на листочке.
Слайд 5
Интерпретация/этого/ приема:
Детям предлагается выбрать из уже готовых картинок и по очереди перечисляют выбранные предметы (ассоциации). Можно попросить ребенка объяснить, почему именно эти картинки он выбрал. Рефлексия занятия «Звуки [д],[д’]
Слайд 6
Ассоциативная цепочка представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Детям может быть предложено полное ее составление (первое слово задает педагог, или заполнение осознанно допущенных пробелов.
Применение этого метода способствует развитию творческой активности и логического мышления воспитанников, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность. Соответственно, повышается интерес к деятельности и усиливается мотивация
Слайд 7
Игра «Чем похожи или чем отличаются эти предметы»
Что общего между птицей, мухой и стрекозой?
(У них есть крылья, и они летают.)
Слайд 8
Чем похожи персик, вишня, абрикос и слива?
(Они имеют внутри косточку)
Слайд 9
Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации» следует, что во время занятий не использовать предметные изображения. Начинаю так:
У меня есть курица. О чем вы подумали?
- Я подумал о яйцах, потому что курица несет яйца.
- Я подумала о цыпленке, потому что детеныш курицы – цыпленок.
На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.
Слайд 10
Использование метода ассоциации делает занятие увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует лучшему запоминанию материала.
Спасибо за внимание.