Светлана Изюмская
Применение коучинга как ключевого направления совершенствования доброжелательного общения педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение коучинга как ключевого направления совершенствования доброжелательного общения педагогов и родителей в процессе дистанционного взаимодействия»
Социальный заказ общества доказывает потребность педагогической практики в освоении новых, современных, практически значимых, действенных технологий взаимодействия воспитателя и родителя в вопросах воспитания детей.
Публикация «Применение коучинга как ключевого направления совершенствования доброжелательного общения педагогов и родителей» размещена в разделах
В поисках метода в работе с родителями, который позволил бы сделать их равноправными партнерами, заинтересованными в совместном решении и положительном результате, я открыла для себя элементы коучинга.
Коучинг означает – тренировать, направлять, воодушевлять.
Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, в которой родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на открытые вопросы, которые ему задает воспитатель, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. По сути, это развивающее консультирование, активная форма сотрудничества, направленная на личностную поддержку творческой деятельности. В процессе такой работы с семьей выстраиваются равноправные отношения, воспитатель является не советником, а равноправным партнером.
Это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, а технология для раскрытия потенциала личности, максимализации собственной производительности и эффективности как ребенка, так и взрослого.
Актуальность. Коучинг-технология - инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и коллектива в целом, где каждый педагог является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки педагогов дошкольного учреждения к введению новых ФГОС дошкольного образования. Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. «К достижению качества через достижения личности» — вот, пожалуй, лозунг современного дошкольного образования.
Современное дошкольное образование не может обойтись без профессионального менеджмента и новых технологий развития персонала. Одно из таких направлений — коучинг.
Другое название метода: "Развивающее консультирование". Автор метода: Тимоти Голлвей (США, 1974 г. Но сначала кратко о том, что такое “коучинг?”
Коучинг (англ. сoaching – наставлять, тренировать для специальных целей, репетировать, воодушевлять, готовить к экзаменам). Коучингу на Западе 30 лет, он насчитывает около 500 видов во всех областях профессиональной и личной жизни. Пришел из спорта благодаря Тимоти Голви – тренеру, описавшему выращивание чемпионов по гольфу и теннису. Другие ключевые фигуры : Томас Дж. Леонард (финансовый консалтинг, Джон Уитмор (бизнес-менеджмент); Милтон Эриксон (психотерапия); Роберт Дилтс – креативное обучение (НЛП- коучинг, психология) и др. Феномен коучинга в образовании Н. М. Зырянова рассматривает как «форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развитии необходимых способностей и формирования новых навыков».
Что же такое коучинг? «Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться» (Тимоти Голви).
Коучинг – возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
Коучинг – процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
Коучинг – процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
Коучинг – процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.
Смысл коучинга :
- движение к цели;
- полное раскрытие потенциала человека и команды.
Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Главное - забота о том, чтобы обучающийся (педагог, родители) решил проблему/вопрос сам.
Назначение метода. Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода. Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.
Суть метода. Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности. Обучающий (коуч) не приказывает, не руководит, не инструктирует, не дает советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять, обдумывает, перефразирует, суммирует, задает вопросы, пробуждающие осознанность, вносит предложения, осуществляет обратную связь. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость. Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.
Особенности поведения педагога в роли коучера заключаются в следующем :
- Коучер должен быть очень внимательным и чутким собеседником и слушателем. Другие люди должны говорить не меньше, чем коучер, рассказывая о своих проблемах во всех подробностях.
- Коучер должен много выспрашивать о целях. Например, у педагога проблемы с показателями мониторинга детского развития отдельно взятого ребёнка в группе. Значит, его цель – повысить данный показатель.
- Одной из важных целей коучинга должна являться разработка эффективной стратегии на будущее. То есть, коучинг не предполагает только решение проблемы, выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даё т очень привлекательные результаты: в реальном времени могут быть разработаны действенные педагогические стратегии, придуманы новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания.
В чем отличие коучинга от других методов?
Пример с лыжами :
Психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег.
Тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать.
Консультант расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж.
Коуч встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. А в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать. Клиент коуча всегда может быть уверен в достижении своей цели. Он точно знает, что получит.
План действий. Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат.
Коучинг проходит в несколько этапов:
1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
2. Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.
Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. То есть, с одной стороны, это не банальный педагогический совет, с другой стороны – и не скучный педагогический тренинг, часто похожий на лекцию. Это – удивительная смесь задушевной психотерапии, горячего обсуждения, высказывания идей в духе мозгового штурма и рассказов о личных историях педагогического успеха. И не обязательно изучать особенности коучинга, чтобы стать успешным коучером от педагогики : достаточно вжиться в роль доброжелательного наставника, готового выслушать и поделиться опытом. Как видно на примере коучинга, за новомодным иностранным словом не обязательно скрывается сложная технология, которую непросто осилить и «затащить» в пространство педагогического взаимодействия обычного детского сада. Не стоит бояться нововведений и заранее навешивать на них ярлыки: лучше один раз попробовать и наслаждаться действительно богатыми плодами, которые готова дать любая новейшая форма организации работы при творческом и воодушевлённом подходе.
Достоинства метода:
• Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
• Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Данный метод можно представить так:
шаг 1: понимание ситуации;(актуальность проблемы)
шаг 2: понимание, что может быть лучше; (постановка задачи)
шаг 3: понимание, как сделать лучше. (пути решения)
Сегодня общество ставит перед родителями всё новые и новые проблемы, решить которые в одиночку непросто. Современные семьи испытывают определенные трудности: разрушение семей, увеличение количества асоциальных семей. Поэтому задача воспитателя – помочь семье. Большую помощь в решении возникающих проблем, конечно, может оказать профессионально налаженное общение воспитателя-коуча и родителей.
Родители считают, что работа с воспитателем-коучем позволяет не только подобрать ключик к детской душе, но и установить гармоничные отношения в семье, при этом формируя у самих же родителей положительное отношение к детсаду, месте, где их готовы выслушать и помочь.
Ключевые направления применения коучинга для родителей :
1) Индивидуальные коуч-сессии с родителем, которые полезны как для воспитателя-коуча, так и для самих родителей;
2) Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно смогут использовать в общении с ребенком.
В основе коучинговой работы с родителями лежат 5 принципов Милтона Эриксона, а именно:
- со всеми все ОК, и с вашим ребенком тоже. Он обладает набором сильных, значимых качеств.
- у человека есть все ресурсы. Независимо от возрастных особенностей, у вашего ребенка есть все возможности и способности для достижения цели и приобретения необходимого опыта
- каждое намерение позитивно. Каждое действие ребенка несет в себе определенную смысловую нагрузку, и она всегда позитивна, независимо от мнения родителей, ведь любое действие ребенка продиктовано желанием и стремлением к познанию, осознанию и самовыражению.
- выбор всегда наилучший. Используя универсальные, «волшебные», открытые вопросы, которые позволят родителям вычерпать истинные побуждения и причины того или иного поступка или выбора своего ребенка. И ваше чадо на самом деле сможет объяснить почему для него это самый наилучший вариант.
- изменения неизбежны. Хотим мы того или нет, но дети меняются и растут, вопреки желаниям родителей. И задача родителей находиться рядом в самые сенситивные периоды их жизни и оказать максимальную помощь в становлении личностного роста.
Индивидуальные коуч-сессии направлены на исследование отношений с самим собой, своим супругом, способах усиления радости и эффективности общения с детьми. В работе с коучем глубоко исследуются вопросы:
• Каким вы хотите видеть своего ребенка?
• Какие хотите иметь отношения с ним?
• Почему для вас это важно?
• Что для вас достигнуть успеха в отношениях с ребенком?
• Как поймете, что этого достигли?
• Какие самые первые ваши шаги на пути к цели?
• Когда вы готовы сделать первый шаг?
Вот один из примеров :
Жить со скоростью ребенка
Дорога до садика у нас занимает 30 минут. Дорога от садика до дома — час-полтора. Маршрут тот же самый, но вот скорость… Вперед мы летим со скоростью мамы. Занятой, спешащей, планирующей, оптимизирующей. Бегом. Нет времени на отвлечения, развлечения, разговоры. Даже на разговоры. Потому что для того, чтобы не просто услышать голос ребенка в утренней суете шумного города, а разобрать, что именно сказал ребенок, нужно присесть, наклониться до его уровня, прислушаться. А это снижение скорости, потеря рабочего времени. Я крепко держу его за руку, потому что один он пойдет гораздо медленнее. И мы летим. Сашка привык к маминой скорости, привык молчком, без капризов добегать до садика. Но он знает, что у нас все по-честному, и обратно мы пойдем уже со скоростью Сашки.
Со скоростью Сашки – это значит разглядывая бабочек над одуванчиками, муравьев, атакующих гусеницу на тротуаре. Замечая поганки, неожиданно выросшие на городском газоне. Пиная опавшие и уже подгнившие яблочки. Скатывая в худого грязного снеговика первый снег. Разглядывая редкие марки машин на парковках и многое другое, что способен заметить ребенок, которого никуда не тащит за руку мама.
Однажды, придя за Сашкой в садик, я застала его в песочнице. Он восторженно продемонстрировал мне большой камень, держа его двумя руками.
— Мама, представляешь, мы копали, копали и нашли клад! Смотри, какое сокровище мы вырыли!
Я оценивающе взвешиваю находку в руках. Кажется, больше килограмма…
— Какой здоровенный! Долго выкапывали?
— Да! Ваще, так долго!
Сашка с бесценным трофеем в руках бодро зашагал в сторону воспитательницы отпрашиваться.
— Вы что этот булыжник домой потащите? – недоуменно поинтересовалась она.
— Да, конечно. Как же иначе? Не каждый день клады находятся.
А потом Сашка находит палку. Мимо такой палки нормальный мальчик не пройдет. Длинная, толстая, удобно ложится в руку. Вот ведь дилемма. Камень слишком большой, чтобы нести его одной рукой. А если нести камень двумя руками, то нечем держать палку. Сашка пристраивает камень у обочины и измеряет палкой глубину лужи. Потом стучит палкой по металлической изгороди. Потом несколько минут прыгает, опираясь на палку.
Кладет палку, берет камень. Лицо задумчивое. Как будто прислушивается к внутренним ощущениям. Наигрался ли он с палкой? Готов ли расстаться с ней? Не готов. Вертит камень, пристраивает его куда-то подмышку, придерживая предплечьем. Когда Сашка наклоняется за палкой, камень падает. Через несколько попыток Сашке все-таки удается взять в руки и камень, и палку. Правда палка лежит на неуклюже растопыренных локтях, готовая в любой момент соскользнуть в сторону. Я удерживаю себя от соблазна помочь ребенку и понести камень. Это его решение, его выбор, его ноша. Пусть учится не взваливать на себя больше, чем может унести. Я лишь поддерживаю палку, когда мы переходит через дорогу, чтобы упавшая палка не создала сложную дорожную ситуацию. Упавшую палку Сашка всенепременно захочет поднять, а с камнем в руках это не так просто осуществить…
А после перекрестка начинается правильный поребрик. У правильного поребрика ширина в ширину стопу. Правильный поребрик отделяет тротуар не от проезжей части, а от газона, а значит, по нему безопасно ходить. Правильный поребрик соблазнительно возвышается над уровнем тротуара. Следующие 200 м нашего маршрута до дома Сашка всегда проходит по поребрику. И не только Сашка. Я тоже с детства люблю ходить по правильным поребрикам. Когда ты идешь по поребрику за своим ребенком, гораздо легче двигаться с его скоростью.
А потом Сашка замечает голубей. Они купаются в фонтане у ресторана. Сашка опускает на землю камень с палкой. И иронично замечает: «Строители думали, что строят фонтан, а получилась ванна для голубей!» И тут же восторженно: «Смотри эти голуби такие смешные!» Пытаюсь понять, что смешного Сашка увидел в тех голубях. «Смешные голуби» — это подросшие птенцы. Чуть меньше взрослых птиц, более суетливые, с тощими шеями. Объясняю Сашке, что это уже не птенцы, но еще не взрослые птицы. «А! Я понял! Они как Арсений!» — гениально подметил Сашка. Ну да, птицы-подростки. И я с удовольствием отмечаю наличие аналогии в Сашкином мышлении.
Мы приносим домой трофеи: булыжник и палку. Дорога до дома в этот раз заняла один час сорок минут. Но это ценное время, которое я прожила со скоростью ребенка. Жить со скоростью ребенка – значит успевать замечать цвет неба, запахи улиц и собственные эмоции. Успевать удивляться и радоваться простым вещам. Успевать осознавать, что Жизнь прекрасна.
P.S. Сашка пришел в восторг, увидев, как мама фотографирует его «золотой» камень. Камень, кстати, «живет» у нас уже полгода. И это далеко не единственный камень, украшающий интерьер по Сашкиной инициативе.
«А теперь я буду фотографировать!» — юный фото-художник Сашка отобрал у меня фотоаппарат, и сделал несколько снимков, предварительно внеся творческие поправки в композицию. А позже настоял, чтобы его снимок тоже украсил статью. Собственно, вот, исполняю волю младшего сына:) Источник: сайт психолога Анны Быковой annabykova.ru
По результатам обратной связи выявляется, что родители :
переосмыслили свои взгляды на воспитание,
открыли для себя множество положительных качеств своих детей,
узнали, как найти подход в решении проблем, с которыми сталкиваются дети,
выявили огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка,
осознали важность качественного внимания,
смогли разобраться в себе и расставить приоритеты в своей жизни, жизни родителя.
Реализация внедрения коучинга поможет реализовать следующие направления работы по взаимодействию с родителями воспитанников ДОУ :
оптимизация детско-родительских отношений;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной
деятельности ДОУ;
и решить следующие задачи:
формирование у родителей навыков продуктивного общения с ребенком
умения правильно реагировать на его проблемы и достижения (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам, желания помогать своему ребенку.
выстраивание партнерских отношений в системе «Ребенок-родитель -педагог».
поддержка семейного воспитания и содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей;
повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания, как инструмента повышения качества образования.
объединение усилий взрослых для успешного развития ребенка-дошкольника.
Ниже хочется привести примеры некоторых заданий групповых коуч-сессий :
Письмо любимому ребенку
Есть ли любовь сильнее и бескорыстней, чем любовь родителей к детям?
Вообще-то есть : не все родители так уж любят своих детей, не всегда эта любовь бескорыстна, но те родители, которые читают этот текст – особые. Мы своих детей правда любим.
Но иногда, в суете будней, в трудах и заботах, в круговороте жизни - мы об этом забываем. Забываем, что мы их любим, забываем о любви. А дети – они ведь часто такие живые, такие настырные, такие непослушные – бегают, кричат, ссорятся, шумят, упрямятся, пачкают и портят все подряд… И бывают моменты, когда мы, родители, не видим за внешним большое дело внутреннего роста и развития, не видим бьющей через край жизни. Видим не своего любимого ребенка, а объект заботы, не уникальную детскую душу, а объект требований.
Бывают моменты, когда нам не хватает любви на детей. И в эти моменты важно вспомнить, что она, любовь – есть.
В такие «тягостные дни» придумалось писать письма. Эпистолярный жанр располагает отвлечься от суеты и сосредоточиться на главном. Письмо – письмо любимому ребенку. Не воспитательное воздействие. Не инструкция к полезным действиям. Не рисование идеального образа. Просто – признание в любви. Просто – я люблю тебя только за то, что ты есть, и ты мой ребенок. Эти письма не всегда для «непосредственного адресата». Эти письма для нас самих, для того, чтобы вспомнить – я люблю своего ребенка.
Вот только некоторые фрагменты.
«…Для меня всё, что связано с Тобой – Любовь. Я могу долго это перечислять. Когда я смотрю на Тебя спящую в кроватке – я Тебя люблю, когда Ты берешь меня за ручку – я Тебя люблю, когда мы читаем и обсуждаем с Тобой книжку – я Тебя люблю, когда мы вместе делаем подарок маме или братику – я Тебя люблю, когда Ты кричишь при встрече «Папа, привет!» и прыгаешь мне на руки – я Тебя люблю, когда мы вместе купаемся в бассейне – я Тебя люблю, когда мы с Тобой путешествуем – я Тебя люблю, когда Ты рассуждаешь и рассказываешь свои мысли и чувства – я Тебя люблю, когда Ты ухаживаешь за своими зверюшками и игрушками – я Тебя люблю, когда на меня обижаешься – я Тебя люблю, когда Ты кричишь на братика – я тоже Тебя люблю, когда Ты занимаешься и приносишь после занятий чудные поделки – я Тебя люблю. Я всю и всегда Тебя люблю!»
«…Знаешь, не всегда у нас всё гладко и хорошо. Так же как и любой человек, я допускаю ошибки, потом их исправляю. Бывает, я совершаю поступки, которые Тебя расстраивают. Сынок, идеально себя вести никто не может. Главное – я стараюсь потом такие же ошибки не допускать. Советую и Тебе поступать также».
«…Мне приятно и весело видеть, как ты пытаешься обо мне заботиться, еще неумело, по мальчишески, как с иронией и пониманием относишься к моим слабостям. А ведь я не всегда так отношусь к твоим. Хочется не только признаться тебе в любви, но и попросить у тебя прощения».
«…Ты быстро вырастешь и станешь взрослым, мой дорогой, а моя любовь будет греть тебя и защищать от всех невзгод до самой старости. Где бы ты ни был и что бы ты ни делал, я всегда с тобой, мой заботливый, понимающий сынок!»
«…Скучаю, когда тебя нет со мной рядом, и жду тебя с нетерпением дома. Жду и готовлю что-то вкусненькое для тебя. Ты придешь, мое солнышко, я тебя обниму, поцелую, мы попьем чаю, поболтаем».
Пишите письма! Помните о любви…
Упражнение «20 минут перед сном»
Это в обычае у всех хороших матерей. Когда дети уснут, матери производят уборку в их мыслях, наводят там порядок и кладут все мысли по местам. (Дж. Барри, «Питер Пэн»)
Когда Вы разговариваете с ребенком? Как часто Вы на самом деле с ним, здесь и сейчас, мыслями, чувствами, душой?
Разговаривать – значит:
• Слушать, а не ждать своей очереди высказаться
• Понимать, а не читать нотации
• Радоваться, а не отбывать долг
• Входить в мир ребенка, а не тянуть насильно в свой.
Ю. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» пишет:
«Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений». (Я бы посмотрела по-другому – формируется контакт и взаимопонимание - прим. Лиана Ким)
Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает.
СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать! (Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)
МАМА: Ты очень соскучился.
СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу.
МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет?
СЕРЕЖА: (Оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!»
МАМА: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок.
СЕРЕЖА: Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог.
МАМА: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки.
СЕРЕЖА: Я достаю из «гаража» свою новую машинку и еще альбом, где рисовал танки.
МАМА: Вот слышим шаги у двери, звонок.
СЕРЕЖА: Я бегу открывать — папа! Он смеется, поднимает меня на руки.
Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице. Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.
Что делать
• В своем графике, плане на день выделите 15 - 20 минут перед сном.
• Только для ребенка! Мыслями, душой и телом - быть вместе, «здесь и сейчас».
• Мы еще будем говорить о том, как проводить с ребенком час после работы, как праздновать выходные… Но сейчас сделайте это – 20 минут перед сном.
• Разговаривайте с ребенком. Разговаривайте по-настоящему: 20 минут перед сном.
• Вы можете обсудить прошедший день («радости и печали», подумать о чем-то, помечтать и пофантазировать, пошептаться и поделиться секретами. Спеть любимую колыбельную. Распечатайте лист «Сердечки». Каждый день, когда Вы выполнили задание – отмечайте число на листе. В конце месяца посчитайте – сколько добрых вечеров Вы подарили своему ребенку?