Инна Зарубина
Применение кейс-технологии в детском саду. «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
А. Дистервег
Кейс - технология – это интерактивная технология для краткосрочного
обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не
столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и
умений.
Публикация «Применение кейс-технологии в детском саду, „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
Главное её предназначение — развивать способность анализировать
различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с
информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на
их выработку, на сотворчество участников дискуссии.
Главной целью применения этой технологии является:
- научить детей анализировать информацию;
- выявлять ключевые проблемы;
- выбирать альтернативные пути решения, оценивать их;
- находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
Важнейшее условие доверительных отношений с детьми — стремление
воспитателя к диалогу. Ведь дети хотят видеть в воспитателе отзывчивого,
знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их
глазами.
Задачей этой технологии является максимальное вовлечение каждого
участника в самостоятельную работу по решению поставленной
проблемы или задачи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую, научную литературу по кейс - технологиям
в работе с детьми;
2. Познакомиться с методикой проведения бесед с
использованием кейс - технологий;
3. Апробировать возможность внедрения кейс - технологий в работе с
детьми;
4. Определить целесообразность внедрения кейс - технологий на базе
нашего дошкольного учреждения.
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в
какой-либо сфере.
Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или
противоречие.
Кейс-технология (от англ. «case» — случай)-
интерактивная технология обучения, направленная на формирование у
обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и
решения реальной или смоделированной проблемы.
Кейс – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать. Цель применения этой технологии - научить детей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, - выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа:
Подготовительный и этап проведения.
Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается.
Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность.
Второй этап - работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями.
2. Выделение основной проблемы (проблем).
3. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
4. Презентация решения.
Требования к кейсу : - соответствовать четко поставленной цели создания; - иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни; - быть актуальным; - развивать аналитическое мышление; - иметь соответствующий уровень трудности; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений.
Источники кейсов : - жизненные ситуации; - типовые ситуации; - художественная и публицистическая литература; - статистические материалы; - интернет-ресурсы.
В правильно поставленном вопросе должна быть мотивация на решение проблемы.
Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:
- Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
- Выделение основной проблемы.
- Анализ последствий принятия решения
Решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают выводы).
Таким образом кейс - технология в работе с детьми дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию ребенка реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
«Моя Россия».
Программные задачи:
• формировать у дошкольников представления о России как о родной стране;
• воспитывать у детей любовь к родному краю, воспитывать любовь и уважение к природе, понимание ее самоценности;
• развивать наглядно – образное мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
• развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
• воспитывать заботливое отношение к природе.
• сформировать представление о том, что такое малая родина;
• воспитывать чувство гражданственности и любви к родному краю, Родине.
Комментарий ситуации.
Решение кейсов :
1. этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2. этап – выделение основной проблемы (основных проблем, выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать
3. этап – анализ последствий принятия того или иного решения
4. этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Проблема.
Во время прогулки я обратила внимание что площадка, на которой гуляли дети вдруг стала не красивая. С одной стороны кусты были переломаны, а от других остались голые ветки. Да и такие красивые цветы были помяты или сорваны.
Я объяснила детям что цветы украшают нашу площадку листья на деревьях и кустах делают наш воздух чище. Для птиц и насекомые — это их дом. Деревья создают тень в жаркий зной, но некоторые дети так и не перестали срывать листья и ломать ветки
Решение проблемы.
Тогда я собрала детей в беседке и начала свой разговор.
Я рассказала детям что у каждого на земле человека есть Родина.
«Как вы думаете, что такое Родина?»- спорила я
И дети ответили: «Родина – это место, где человек родился, вырос, учился. Его мама, папа, дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина.»
«Да это был правильный ответ. Россия – наша Родина. Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.»
«А можно сказать, что наша страна Россия – это наш дом?»
«А ещё для кого наша Россия является домом?»
«Домом для людей, животных и растений». - ответили дети.
И я решила рассказать им не большую сказку.
А. В. Сухомлинский «Сказка неотделима от красоты. благодаря сказке. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И откликается на события и явления окружающего мира выражает свое отношение к добру и злу»
Жил на красивой лесной полянке медвежонок. Эта полянка была его домом его малой родиной. На этой полянке было много замечательных цветов деревьев грибов. Но как-то расшалился он стал топтать цветы ломать кусты. Мама сказала медвежонку что если он так будет себя вести, то природа на него обидеться и уйдет к другим деткам барсучкам ежикам медвежатам. Но он не слушал маму. Этого не может быть подумал он.
Наступила ночь, и малыш уснул крепким сном, но слова мамы не выходили у нег из головы как это цветочки и деревья уйдут. И приснился ему сон. Что встал рано утром он побежал к ручью, а его нет он пересох. А в ручейке жила его подружка уточка. С кем же я буду играть расстроился МЕДВЕЖОНОК он. Побежал он к знакомой пчелке, которая жила в цветочке и цветочка нет, и пчелка у летела. И его знакомая полянка стала не красивая. Да и от зноя не где было скрыться кустики то он ломал, и они засохли. Очень огорчился медвежонок.
И как же он обрадовался, что это был только сон.
Медвежонок понял, что надо беречь природу. Ведь все что нас окружает делает наш мир прекрасней.
Ребята, мы с вами жители России, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять нашу природу!
На примере этой сказки дети поняли, что природу надо беречь. Ухаживать за ней. И посоветовавшись с родителями решили посадить деревья. И родители, и дети с удовольствием приняли участие в этой акции.