Эльвина Галяутдинова
Интерактивные формы в организации образовательно деятельности в развитии поисково-исследовательских способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение интерактивных форм организации образовательной деятельности в развитии поисково-исследовательских способностей дошкольников».
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Публикация «Интерактивные формы в организации образовательно деятельности в развитии поисково-исследовательских способностей дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается. В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Совместно с родителями проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе : оборудование для проведения опытов и экспериментов. Мною были выбраны следующие темы для экспериментирования: «Вода», «Песок», «Воздух», «Камни», «Бумага».
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой. В режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. Дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. Совместно с детьми я провела опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения воды.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
По остальным же темам, в связи с пандемией COVID-19, пришлось работать дистанционно. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. Дистанционная работа проводилась в родительском чате приложения WhatsApp, для игр и выполнения занятий дома, а также дистанционное консультирование и поддержку родителей. Каждый родитель может задать вопрос в чате, связаться для получения новых заданий.
Образование ребенка в дистанционном режиме процесс новый, сложный и требующий соблюдения некоторых правил для создания образовательного пространства в домашних условиях.
1. Необходимо продумать, где удобнее всего расположить место для занятий с ребенком.
2. Необходимо наладить с ребенком диалог, дружелюбное и уважительное общение.
3. Объяснить ребенку, что в условиях самоизоляции можно дистанционно играть-это так же, как в детском саду, только дома! Ведь это же интересно, играть по-новому!
4. Важно соблюдать режим дня (время бодрствования и сна, время образовательной деятельности, приема пищи и т. д.).
5. В конце дня очень важно обсудить с ребенком успехи и неудачи и продумать планы на следующий день.
Занятия отправляла в виде видеороликов, чтоб детям и родителям было понятно, что и каким образом выполнять, и какой должен получится результат.
Установив дистанционную связь, мы перешли к следующей теме наших экспериментов.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной с родителями деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия был подведён итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. При проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Тема: «Воздух»
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. На опыте «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, детьми,с помощью родителей, было выявлено, что ветер – это движение воздуха. Так же было предложено несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Тема: «Камни»
На опытно-эксперементальной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы, который находился на солнце и в тени, то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Родители активно выполняли задания которые я отправляла, в ответ отправляли фотоотчёт о проделанной работе
Детство-это возраст, когда закладываются базовые знания и понятия.
Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет в них воспитывать любовь, добрые чувства и отношение к окружающему миру.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.