Никишина Марина
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда.
Все мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в обучении и воспитании ребенка.
Публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Как показывает статистика, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не становится меньше. Поэтому так важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно.
Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей практике.
Для формирования мотивации учащихся к речевой деятельности возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Компьютер прочно вошёл в жизнь школы.
Применение компьютера на логопедических занятиях мне помогает:
• решить проблему разнообразия наглядных пособий;
• оптимизировать запоминание учебного материала;
• создать ситуацию занимательности, заинтересованности;
• вызвать интерес и желание трудиться на уроке, не отождествляя его с дополнительным занятием по русскому языку.
Применение компьютерных технологий позволяет :
• использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
• задействовать как визуальный канал восприятия информации учащимися (цветовая палитра, анимационные эффекты, так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка, что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал;
• оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
• интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.
Направления работы логопеда с использованием информационно-коммуникационных технологий.
I. Диагностика речевых нарушений.
II .Применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, для коррекции речевых нарушений.
III. Пропаганда логопедических знаний, с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий осуществляется по следующим направлениям:
• развитие слухового внимания;
• активизация артикуляционного аппарата;
• развитие фонематического слуха;
• формирование правильного звукопроизношения;
• уточнение, обогащение и активизация словаря;
• коррекция грамматического строя речи;
• развитие связной речи;
• коррекция просодической стороны речи;
Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками, при наличии достаточной технической оснащенности, можно использовать специально разработанные компьютерные программы.
Школьная практика показывает, что трудности современных детей в обучении непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и в том числе недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых формах нарушениях речи. Важность этого навыка в логопедической работе сложно переоценить. Пожалуй, это основа основ. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится на первом этапе коррекционной работы. Для этого подбираются звуковые файлы по различным темам: - Звуки дома
- Звуки деятельности человека
- Звуки, которые издают животные
- Звуки, которые издают музыкальные инструменты
Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и визуальный канал восприятия информации учащимися все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.
Для активизации артикуляционного аппарата эффективны игры в форме мультимедийной презентации, которая также сопровождается музыкой.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха можно представить в виде красочных и интересных по содержанию дидактических игр. Игры выполняются в программах Movie Maker и PowerPoint. Это ряд дидактических игр, таких как «Кому живется лучше», «Определи какое слово зашифровано», «Исключи лишнее слово», «Отгадай название цветка (гриба)», «Игры для развития фонематического слуха» и т. д.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Технология мультимедийного сопровождения коррекционного процесса повышает эффективность работы логопедов через : • повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль);
• возможность самореализации детей с наиболее тяжёлой речевой патологией (сенсомоторная алалия, тяжёлая степень дизартрии);
• индивидуализацию (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития);
• развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка, стимулирование его к более высоким достижениям);
• возможность сокращения сроков постановки и автоматизации звуков;
• дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала).
При всем этом, при использовании компьютерных программ на занятиях необходимо выполнять правила безопасной работы с компьютером. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-15 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.
Активное использование возможностей интернета дает возможность найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр. Возможности интернета используются не только для получения необходимой информации, но и для общения с коллегами, обменом опыта.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда общеобразовательной школы:
• позволяет в процессе логопедического обследования детей более объективно и дифференцированно оценить возможности устной и письменной речи обучающихся;
• повышает эффективность коррекционной работы со школьниками; помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, развить у них творческие способности, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Применение ИКТ направлены на работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала способствует переходу образов - представлений в образы - понятия, что важно для последующих этапов обучения.
• сокращает сроки коррекционной работы;
• помогает вести мониторинг речевого развития учащихся;
• повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
• предупреждает появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
• формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи;
• составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы стараюсь активно использовать в своей работе, т. к. использование информационных технологий, благотворно влияет на развитие полноценной речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программного материала.
Вот несколько адресов, по которым можно найти полезную и нужную информацию для своей работы (литературу, наглядные пособия, логопедические распевки, игры в которые мы играем прямо в интернете) :
https://eknigi.org/dlja_detej/5052-bolshoj-logopedicheskij-albom.html
https://games-for-kids.ru/language-development/language-development.php
https://mersibo.ru/
https://iplayer.fm/artist/1801067-1801067/
https://infourok.ru/logopediya.html
https://www.liveinternet.ru/users/4943168/post282961960
Список использованных источников
1. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол. концепции / В. В. Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с. 3-16
2. О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М. ,1996
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
4. Жукова П. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1990. - 239 с. ; ил.
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.
6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М. : Педагогика. 1988. - 191 с.
8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14, стр. 283-285.