Полина Шевченко
Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Шевченко Полина Евгеньевна, студентка 1 курса АГПУ г. Армавир
Быстрое изменение мира предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию детей с нарушениями речи как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
В связи с ускоренными темпами развития информационных технологий в мире их внедрение в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим элементом усовершенствования процесса образования. Использование средств коммуникации позволяет как детям, так и педагогу наглядно систематизировать изучаемый материал. Это способствует повышению коэфицента эффективности обучения.
Информационные технологии способствуют оптимизации коррекционно-развивающего процесса, индивидуализации обучения детей с нарушениями речи.
Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника в том числе, с нарушениями речи лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Широко использующиеся в недавнем прошлом дидактические материалы для работы с детьми в виде схем и рисунков (порой сделанных от руки) уже устарели. Им пришли на смену компьютерные программы.
Из всего многообразия функциий ИКТ можно выделить две, непосредственно важные для работы логопеда :
1) использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми осуществляется в качестве разнообразных презентаций, представляющих диагностический картинный и обучающий игровой материал;
2) возможности использования интернет ресурсов в работе с детьми, родителями, коллегами, социумом.
Что касается первого направления, то работа по устранению недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени не только у педагога, но и у родителей.
Например, программно-методический комплекс «Развитие речи» ( Авторы пособия: логопед канд. пед. наук Л. Е. Шевченко, методист Г. О. Аствацатуров) предназначенный для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Также игра подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения.
Выполняя красочные задания, ребенок также расширит знания об окружающей действительности, увеличит словарный запас, разовьет логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.) Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы : "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-дефектолога просто необходимы. Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.