Татьяна Воронина
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий.
▼ Скачать + Заказать документы
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В своей работе я активно применяю современные образовательные технологии, что дает положительную динамику роста развития воспитанников.
Публикация «Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Используя здоровьесберегающие технологии, систематически внедряю нестандартные методы и средства оздоровления.
Дыхательная гимнастика – это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Например: «Ветер», «Мыльные пузыри», «Подуй на листочек», «Часики»,
«Дует, дует, ветерок», «Подуй на свечу».
Гимнастика для глаз - это специальные упражнения, которые способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, например «Любопытная варвара», «Солнечный зайчик».
Психогимнастика – это курс специальных занятий - этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы, например: упражнение «Белоснежка и гномы», «Откуда появляются птицы».
Пальчиковая гимнастика - это очень доступный, эффективный способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи, памяти ребенка.
Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения,в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др., например «Разминка», «Мы к реке спустились».
Подвижные игры и упражнения - «Охотники и зайцы», «Попади в цель».
Применение данных методов позволило повысить результативность образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Игровые технологии являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их постоянно применяю в своей работе. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - (по цвету, величине, как у него). Или предлагаю игру «Что не так?», специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить. Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Смеяться запрещается», «Что сначала, что потом», «Хамелеон». При этом ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
В реализации личностно-ориентированной технологии я стремлюсь создать условия, в которых реализуются индивидуальные интересы и потребности детей. В работе с детьми предусматриваю установление и развитие положительного взаимоотношения в общении на уровне «воспитатель - дети - группа». Вовлекаю детей во все виды деятельности с целью выявления их способностей и качеств характера. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия в развитии детей, реализации их природных качеств.
В моей группе дети с разным уровнем развития. Провожу индивидуальную, подгрупповую работу с детьми с учетом особенностей в развитии каждого ребенка. Мною учитываются личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, взаимоотношения с воспитателем, особенности развития психических процессов.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектная деятельность позволила мне связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Каждый ребёнок смог проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, у него появилась уверенность в своих силах. В проектной деятельности я старалась раскрыть индивидуальность каждого ребенка, реализовать его интересы, потребности.
Проектная деятельность объединила педагогов, детей, родителей, научила работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, решать творческие споры, обсуждать достигнутые результаты. Я разработала и реализовала экологический проект «Наши соседи - насекомые»
Одной из эффективных технологий в образовательно-воспитательном процессе является технология интеграции.
Интегрированная деятельность предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. Например, в образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Поздняя осень» дети систематизировали знания об осени, активизировали словарный запас по теме «Осень», «Деревья», совершенствовали грамматический строй речи, учились воспринимать музыкальное произведение, познакомились с композитором П. И. Чайковским, рисовали ватными палочками.
Таким образом, использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Технологии развивающего обучения позволяют мне посмотреть на идею обучения, идущую впереди развития и ориентированную деятельность ребенка как основную цель. Термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности. Я не даю ребенку готовых образцов, а предлагаю ему ситуацию, где привычные способы действия неэффективны, у ребенка быстрее развиваются интеллектуальные и творческие способности, проявляется инициатива.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно - компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Информационные технологии применяю в основной образовательной деятельности с детьми, в реализации образовательных проектов, в форме мультимедийных презентаций «Весенние цветы», «Морские обитатели, «Космос», «Москва – столица нашей Родины»,анимаций, голосовых записей - шум моря, щебет различных птиц, звуки природы. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Применяя технологию познавательно-исследовательской деятельности, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. В своей работе я применяла эксперименты с магнитом, водой, воздухом, бумагой; поощряла и всячески развивала критическое отношение к исследовательским действиям, внимательно следила за динамикой детских интересов к изучаемым проблемам.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.) Использую технологию в разных видах деятельности детей. Дети достают со дна волшебного озера ключи, самостоятельно предложив пути выхода. Пытаются открыть волшебный сундук, выполнив различные задания, листают страницы волшебной книги, преодолев рая проблем. Стараюсь, чтобы проблема заинтересовала своей необычностью, новизной. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Именно педагогическая технология дифференцированного обучения обеспечивает детям свой уровень овладениями знаниями, умениями, навыками от репродуктивного до творческого. Введение разноуровневых заданий помогают решить эту задачу. В своей практике я использую разнообразный по сложности дидактический материал, вопросы, задания, индивидуальный подход, который позволяет детям работать в своем ритме. Например,выполняя разные по сложности задания, дети смогли попасть на страницы волшебной книги. Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов воспитания и обучения.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. На своих занятиях я использую разнообразные игры, которые побуждают ребенка мыслить, рассуждать, искать самому или с наводящими вопросами, ответы, выдвигать идеи («Чудо – Юдо», «Ты мой кусочек»). Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неизведанное рядом.
Одной из наиболее перспективных технологий является технология моделирования. Применение технологии моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления, позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха.
Использование в работе инновационных образовательных технологий позволило повысить уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей моей группы, адаптировать их в обществе, воспитать у них привычку к здоровому образу жизни.
Я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное применение современных образовательных технологий, а также их интеграция,как в образовательной деятельности, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.