Наталия Лубнина
Применение ИКТ — технологий в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я представляю опыт своей работы по теме «Применение ИКТ-технологий в работе музыкального руководителя».
Актуальность моего опыта:
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций интенсивно внедряют в работу информационно-коммуникационные технологий (ИКТ). Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс музыкального воспитания способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, речи, памяти детей дошкольного возраста, а также является средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Применение ИКТ — технологий в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2020
Начать хотелось бы словами знаменитого психолога Сеймура Пайперта, что все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний и дело не в способностях, а в организации процесса обучения. В ходе исследований было выявлено, что при устном изложении материала воспитанник за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ - технологий, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
ИКТ – технологии получили самое широкое применение в сфере дошкольного образования: в дошкольную образовательную среду нашего ДОУ активно внедряются интерактивное оборудование и программно-игровые комплексы; а также технологии дистанционного обучения.
В своей педагогической работе активно целенаправленно использую ИКТ - технологии.
Говоря ИКТ-мы прежде всего подразумеваем компьютер.
Компьютер - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определяются установленными на нем программами: подготовки презентаций, органайзеры, графический, текстовый или музыкальный редактор и т. п. ;
Функции компьютера в педагогической деятельности – это: средство подготовки и хранения муз материала, источник информации, средство для подготовки выступлений и наглядное пособие.
Также я активно использую такие ТС ИКТ, как мультимедийный проектор, интерактивная доска и т. д.
Мультимедийный проектор - устройство, способное воспроизводить звук и проецировать изображение на экран с компьютера, видеомагнитофона, телевизора, DVD-плеера.
Применяя в практической деятельности системы интерактивного ввода-вывода: мною создана картотека интерактивных презентаций, интерактивных пособий для шумового оркестра, интерактивные дидактические игры «Проверь себя», «Музыкальные инструменты», «Звуки природы» и др.
С целью эффективного применения в практике программируемого комплекса созданы: картотека иллюстраций на темы «Музыка П. И. Чайковского», «Мамина музыка», и др.
Дополнительным средством для активного включения в образовательную деятельность наглядного материала стал цифровой визуализатор (мультимедийный проектор, для которого систематизированы комплекты наглядного, познавательного материала, согласно лексическим темам.
Применение ИКТ -технологий помогает решить ряд задач:
*доступность музыкального материала,
*вызвать интерес к образовательному материалу,
*обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС ДО.
Применение ИКТ – технологий в реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, повышает эффективность учебно-воспитательной деятельности, активизирует инициативность, улучшает восприятие и усвоение материала, создает положительный настрой.
Сочетание комментариев педагога с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой педагогом информации.
Активное применение в процессе музыкального образования ИКТ – технологий, повышает эффективность ООД, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает ребёнка, способствует повышению мотивации ребенка к деятельности. Разнообразие способов представления информации (графические изображения, схемы, мнемотаблицы, иллюстрационный материал, рисунки, многообразие тактильных ощущений) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника.
Благодаря непосредственному внедрению в педагогическую деятельность ИКТ – технологий, воспитанники нашего ДОУ научились самостоятельно и по назначению использовать программно – дидактическое оборудование в ходе музыкальных занятий; выдвигают способы решения проблемных ситуаций; умеют анализировать и обобщать при выполнении творческих заданий. Все это позволяет организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
В период применения дистанционных технологий, мною активно использовался собственный сайт, созданный на платформе бесплатного конструктора сайтов «WIX»-гибкий и удобный, с готовыми шаблонами. Возможность пополнить педагогический процесс ресурсами удаленного доступа, позволяет закрепить материал занятий в игровой форме, а также привлечь родителей в образовательную среду, которые в свою очередь становятся участниками образовательных отношений.
Новые подходы к музыкальному образованию наряду с традиционными, требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
В настоящее время существует недостаточное количество бесплатных онлайн программ и методических пособий по применению ИКТ – технологий, которые помогли бы педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому освоение и реализация новых форм организации деятельности, способствует созданию авторских мультимедийных учебно-методических пособий, презентаций, музыкально-дидактических игр и материалов.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем компьютерных программ, используемых мною для создания мультимедийных презентаций.
Одним из составляющих педагогической деятельности музыкального руководителя, является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием ИКТ – технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Смысл информатизации педагогического процесса музыкальной деятельности заключается в создании, как для педагогов, так и для воспитанников благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
Интерактивное оборудование и дистанционные образовательные ресурсы – это современные средства передачи информации, направленные на поддержку инициативы ребёнка, выработку познавательных навыков, обеспечение взаимосвязанной деятельности преподавателей и воспитанников.
Использование интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях в ДОО способствуют повышению уровня прочности усвоения знаний. Дети с большим интересом вникают в суть происходящего на ООД и лучше запоминают материал, то есть повышается инициативность.
Но главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем.