Титова Наталья Анатольевна
Применение игровых технологий в ходе подготовки к практическому этапу инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«… Весь процесс воспитания ребенка мы
рассматриваем как обучение тому, в какие
игры следует играть и как в них играть»
Эрик Берн
План:
1. Понятия игровых педагогических технологий.
2. Требования к структуре и особенностям применения игровых технологий.
3. Влияние педагогических технологий на содержание развивающей предметно – пространственной среды дошкольной организации.
4. Организация познавательно – исследовательской деятельности средствами игровых технологий
Публикация «Применение игровых технологий в ходе подготовки к практическому этапу инновационной деятельности» размещена в разделах
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Именно поэтому в этом учебном году и на ближайшие три года мы с вами выбрали инновационную деятельность по направлению популяризации научных знаний и разработали план работы по программе «Играем, развиваемся, фантазируем».
Работа в инновационном режиме требует от нас во-первых, уточнения необходимых понятий, т. е. формирование понятийного апорта у всех участников инновационной деятельности, во – вторых создание развивающей предметно – пространственной среды дошкольной организации, в - третьих самого процесса организации деятельности с детьми и реализации инновационной программы.
1. Игра – ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Игра - это важное средство социализации личности ребенка – дошкольника (ФГОС ДО). Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Внимательно прочитав цель игровой технологии, становится понятно, как её использовать в деятельности с детьми.
Применение игровой технологии в деятельности с детьми позволяет педагогу не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
*Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
*Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по : отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Выделяют следующие компоненты игровых технологий :
• мотивационный
• ориентационно-целевой
• содержательно-операционный
• ценностно-волевой
• оценочный
Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.
установочный элемент
игровые ситуации
задачи игры
правила игры
игровые действия
игровое состояние
результат игры
Введение игровых технологий в ДОУ предполагает соблюдения ряда требований:
Необходимость объяснения родителям важности игры
Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)
Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру
Свободное время детей не должно быть жестко программируемым. Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области)
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Давайте рассмотрим применение игровых технологий по каждому направлению развития.
А на экране вы видите формы организации детской деятельности :
Задание педагогам: выбрать необходимые формы, которые можно применить в разных образовательных областях
(Слайд)
Игровые развивающие ситуации
Проблемные ситуации
Ситуации морального выбора
Игры – путешествия
Игры – эксперименты
Творческие – игры (квэсты)
Познавательно – исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Сочинительская деятельность
Коллекционирование
Клубы знатоков
Викторины
Культурно – досуговая деятельность
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ :
• Игровые тренинги –
• Сюжетно – ролевые игры
• Театрализованные игры –
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы
фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей :
двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия и координации движений
развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений,
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми,
становление ценностей здорового образа жизни.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, направленных на радость познания и творчество.
2. Концептуальные основы игровой технологии :
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности -дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий);
объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны.
Они могут различаться:
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
3. Невозможно применить игровые технологии без пополнения обогащения предметно – развивающей среды.
Поэтому в этом учебном году, реализуя годовые задачи, мы уделяли внимание организации предметно – пространственной среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и поисковой опытно – исследовательской деятельности как средству формирования экологической культуры дошкольников.
4. Провели методический день по теме: «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе экологического воспитания» (материалы методического дня собраны в буклет – брошюру (методические рекомендации, конспекты НОД, фотографии и описание мастер - классов)
Педагоги пополняли предметно – развивающую среду групповых помещений привлекали родителей к помощи в организации развивающего пространства групп. Какой результат получился, мы увидим на методической выставке на педагогическом совете 31.05.2018г.
Нам предстоит составить и утвердить план работы с детьми по теме инновационной деятельности «Играем, фантазируем, развиваемся».
Форма организация может быть выстроена по принципу «Клуб Знатоков» с применением таких форм работы, как игровые развивающие ситуации, творческие игры, сочинительская деятельность, викторины, с применением ситуаций морального выбора.
Предлагаю для рассмотрения примерный план общих (совместных) мероприятий, который подразумевает предварительную работу в группах по темам.
План работы с детьми по программе «Играем, фантазируем, развиваемся»
№
п/п Название мероприятия Дата проведения Ответственные
1 «Посвящение в Знатоки» для детей всех групп сентябрь Старший воспитатель
2. Экологическая игра «Счастливый случай» октябрь Воспитатели групп
3. Конкурс макетов «Наша планета» ноябрь Воспитатели групп
4. Викторина «Хлеб всему голова» декабрь Воспитатели групп
5. Академия наук «Всезнайка» январь Воспитатели групп
6. Кросвордландия «В мире животных» февраль Воспитатели групп
7. Конкурс юных изобретателей «Легоград» март Воспитатели групп
8. Математическая викторина «Пятёрочка» апрель Воспитатели групп
9. Заседание детского клуба знатоков «Что, где, когда?» май Воспитатели групп,
Музыкальный руководитель,
10. Музыкально - спортивный досуг «Азбука безопасности» июнь Музыкальный руководитель,
воспитатели групп
Литература:
1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
3. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. –
4. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm