Ольга Новокрещенова
Педагогический квест «Применение игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда»
▼ Скачать
Цель квеста : повысить уровень компетентности учителей-логопедов в вопросе применения игровых технологий в коррекционно-развивающем процессе.
Участники квеста : учителя-логопеды ДОУ
Педагогический квест
Ход квеста:
- Здравствуйте те, кто сегодня проснулся!
- Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
- Здравствуйте те, кто способен любить!
- Здравствуйте те, кто способен творить!
- Здравствуйте уважаемые коллеги!
Публикация «Педагогический квест „Применение игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда“» размещена в разделах
Давайте сначала с вами познакомимся. Нас зовут Ольга Владимировна и Алина Юрьевна. А вас как? Крикнете, пожалуйста, хором на 1.2.3 свои имена. Только сразу все вместе. 1, 2, 3. Замечательно. Мы запомнили все Ваши имена. Теперь мы с вами стали одной семьей, а в семье один за всех и все за одного, поэтому надеемся на поддержку и активное участие.
Сегодня мы приветствуем вас в стенах нашего детского сада № 17 и приглашаем принять участие в педагогическом квесте «Применение игровых технологий в практической деятельности по преодолению нарушений речи у детей».
Слово «квест» - сравнительно новое для нашей аудитории.
Дословно с английского языка – это «поиск». Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» - это поиск, разыскиваемый предмет.
В настоящий момент разновидностей квестов много, их устраивают на улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специально оборудованных комнатах, в которых запирают игроков, и они должны найти способ, чтобы выбраться оттуда за определенное время. Есть даже международная сеть квестов, объединяющая любителей разных игр, например, Форт Боярд.
В России «живые» квесты стали популярными в 2010 г.
В настоящее время квесты используются и в среде дошкольников.
Квест – интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет детям полностью погрузиться в ее содержание.
Главная особенность квеста – есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными. В игре задействованы одновременно и интеллект участников, и их творческие и физические способности.
Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в квесте и отправить на поиски игровых технологий.
Для того, чтобы справиться со всеми заданиями, которые мы, для вас
приготовили вы будете двигаться согласно схеме-маршрута, который вы
получили вместе с программками.
Содержание маршрута:
1. Практический игротренинг «Модель РППС в логопедическом кабинете ДОУ».
2. Практический игротренинг «Использование игр с прищепками в преодолении речевых нарушений у дошкольников».
3. Мастер-класс «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми.
4. Игра «Прямой эфир».
Наградой для всех участников игры станет получение знаний, которые
педагоги смогут применить на практике.
Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории «Сказки про ФГОС».
Расскажу я вам сказку дивную –
Не очень короткую,
Не очень длинную,
А такую как от меня до вас!
Артисты мне помогайте –
Сказку разыграйте.
Есть у сказки подсказки.
А будет сказка о ФГОС.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго
работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как-то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками
природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем
расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и
увлекательнее. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен
(звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО.
Стандарт написан, всем на диво.
Всё в нём гладко и красиво.
Но как его осуществить?
Забыли толком объяснить.
От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:
ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так не зная, как.
Испугался Педагог обрушившимся переменам, растерялся, плечами
пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает:
ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь
чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного
процесса. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы
сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов
показывает. Педагог одевает очки, берёт в руки клубочек и свиток.
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается.
Педагог не унывает,
Новые идеи в детском саду внедряет.
Вот так Педагог живёт-поживает,
Нигде горя не знает.
И отправился он посмотреть, что же его ожидает….
В настоящее время происходят перемены, мы находимся на переходном этапе, когда ФГОС ДО вступили в силу, а ДОО в поиске примерных программ. В ДОО необходимо создать условия, которые будут отвечать требованиям ФГОС ДО. Возникает проблемная ситуация: ДОО – «из 19 века», педагоги - «из 20», а дети – «из 21-22 веков».
1. Практический игротренинг «Модель РППС в ДОУ в логопедическом кабинете».
На одном прекрасном острове, где всегда хорошие климатические
условия, наше Правительство запланировало построить детский сад, который
бы отвечал всем требованиям современной науки: психологии и педагогике. Создали комиссию по отбору специалистов, которые способны спроектировать модель РППС. Вы попали в число претендентов проектировщиков.
Создайте модель среды своего логопедического кабинета и презентуйте
её. Для этого выберите центры, которые будут выделены в вашем кабинете
и разместите их так, чтобы детям было удобно их расположение.
На каждый центр обозначьте виды детской деятельности. Можете придумать, какие пособия и материалы будут в этих центрах для решения коррекционных задач. Продумайте цветовую гамму вашего кабинета.
Помните у вас хороший спонсор, который может позволить всё что
угодно.
Ход игры и анализ полученных проектов.
2. Практический игротренинг «Использование игр с прищепками в преодолении речевых нарушений у дошкольников».
Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры, тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.
Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.
С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.
• Наступило жаркое лето. Тима и Тома вышли на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же дети увидели перед собой? Травку. (Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.)
• Какая у нас травка? Пушистая, мягкая. Какого цвета? Зеленого.
• Подняв голову вверх, ребята увидели солнышко. Оно какое? Яркое, желтое, теплое. (Прикрепляем к желтому кругу «лучики».)
• Справа от солнышка плыло белое облачко. Тима и Тома пошли гулять во двор. А во дворе у нас росла репка большая-пребольшая. (Прикрепляем к репке ботву.)
• Пора вытягивать репку. Тянем — никак не вытянем. Кого позовем на помощь? Собачку, кошку, ежика. (Собачке и кошечке можно прикрепить лапки или хвост, ежику колючки.) Считаем, сколько животных у нас тянут репку. Кто первым тянет, кто последним. Вытянули репку.
• Идут наши друзья дальше — над цветами порхают бабочки (на овал крепим «крылышки»). Сколько же цветов на нашей полянке? Три. А сколько бабочек? Всем ли бабочкам хватит цветочков? Сажаем каждую на цветок. Давай посмотрим, есть ли у нас одинаковые бабочки (делаем две бабочки с красными крылышками, а третью с желтыми).
• Вот на небе появилась тучка. Где она: справа или слева от солнышка? Правильно, справа. Крепим к синему овалу «капли» дождя.
• Что же делать нашим друзьям? Им нужно спрятаться от дождя. Вот впереди две елочки: большая и маленькая. Бабочки сядут на маленькую елочку (предложите ребенку самому посадить их, животные спрячутся под большой. Каждый раз четко проговаривайте предлоги: на, под, возле и т. д.
• Дождик закончился (убираем тучку). Наши бабочки опять вылетели полетать. Разложите бабочек на полу или листе бумаги. Спросите ребенка: какая из них выше всех летит, какая ниже всех.
• Тут на полянку выбежали зайчики. Почему же они грустные? Они не могут поделить морковки (прикрепляем «ботву» к оранжевым треугольникам). Делим морковки.
• Зайчики решили поводить хоровод с бабочками. Давай их расставим.
Чередуем зайчик-бабочка-зайчик-бабочка.
Вариантов игры может быть множество. Фантазируйте!
3. Мастер-класс «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми.
Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с нарушениями речи в нашу работу вошла инновационная технология - куклотерапия.
Куклотерапия основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.
Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Дети нуждаются в полноценном общении, особенно дети с задержкой речевого развития. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний. В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла – одна из самых древних игрушек. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Пальчиковые куклы способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки, стихи, поговорки. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
В логопедической пальчиковой гимнастике детям предлагается одевать куклы на пальчики, которые помогут им лучше усвоить материал в различных образовательных областях: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой. (Изготовление пальчиковых кукол).
4. Рефлексия
Участникам предлагается завершающая игра «Прямой эфир».
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
• Какие выводы и открытия вы для себя сделали?
• Что было для вас на семинаре самым важным?
• Ваши план по реализации предложенной темы.
Вот как дела порой получаются!
Но на этом сказка о ФГОС не кончается –
Много новых общих дел в ФГОС у вас теперь!
Тут и квеста наш конец, кто был с нами молодец!
Это только начало нового пути,
А мы желаем Вам удачи на этом нелёгком пути!