Ирина Шевелёва
Консультация «Применение игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
И. Ю. Шевелёва
МДОУ № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области, 308519, ул. Лесная, 39
i.shevelyova2014@yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Публикация «Консультация „Применение игровых технологий“» размещена в разделах
Ключевые слова: игра, развитие, технология, дидактические игры.
Сегодня игровые технологии эффективно используются в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Из опыта работы, одно из центральных мест в общей системе воспитательной работы в начале дошкольного возраста занимает сенсорное развитие и развитие практических навыков посредством дидактической игры.
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.
Но без специальных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может даже неверным. Поэтому считаю, что сенсорное развитие очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, этот период благоприятен. Недаром профессор Н. М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия.
Работая с детьми этого возраста, было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности, использовав дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Поэтому активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы, а методы, приемы и способы организации этой работы помогут добиться хорошего результата.
Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Способствовать формированию у детей перцептивных действий;
- Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов, обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
- Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Но, так как сенсорное развитие достигается через дидактические игры детей, то попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развивая органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей. Совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Чтобы работа была более эффективной её необходимо проводить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Работая с детьми младшего возраста, организация дидактической игры 3-4 лет имеет свои особенности. Необходимо хорошо знать и учитывать их возрастные особенности: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда у ребенка возникают известные трудности. Поэтому разные использования различных методических приемов и способов организации дидактической игры, помогают преодолеть эти трудности. Анализируя проводимые дидактические игры, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности, отслеживая результативность занятий, можно сделать вывод, что преодолеть трудности детей в решении дидактической задачи, можно через занимательность в обучении. Большое значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например : катать цветные шарики в воротца такого же цвета. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например : воспитатель вносит коробку на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке». Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно. Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Для чувственного познания окружающего мира, подбирается такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
При проведении игры с детьми младшего возраста, необходимо объяснение по ходу игры. Например : в игре «Собери правильно пирамидку», нужно объяснить правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка – предложить снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям:«Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую». Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (дети выполняют). А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем его на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо. Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: «Кто быстрее соберет пирамидку?» При этом нужно помнить о том, что речь воспитателя должна быть эмоциональной, четкой, и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо – и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть. При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, отмечаются только положительные стороны: играли дружно, научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, убирать на место игрушки и т. д.
Необходимо у маленьких детей вызывать интерес к новым играм: сегодня хорошо играли в «Чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки, будем их отгадывать. Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность детям поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре. Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.
Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
• Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.
• Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.
• Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.
• Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
• Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».
Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;
Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
• Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
• Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
• Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
• Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика и т. п. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.
Путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры детям можно задать вопрос, понравилась ли игра, сказать, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Литература
1. Сольцева О. Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском Саду» №3-2007.
2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М. :«Творческий центр: Сфера»,2004.
3. Л. А. Венгер – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Москва, Просвещение, 1978г.
4. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесова – «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение, 1981г.
5. Э. Г. Пилюгина – «Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду», Москва, Просвещение, 1983г.
6. А. К. Бондаренко – «Дидактические игры в детском саду»; Москва, Просвещение, 1991г.
7. М. А. Васильева – «Руководство играми в дошкольных учреждениях», Москва, Просвещение, 1986г.
8. Д. В. Менджерицкая – «Воспитателю о детской игре», Москва, Просвещение, 1982г.
9. В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова – «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, Просвещение, 1981г.
10. Е. Чиркунова – «Город цветных человечков», Дошкольное воспитание №6, 2008г., стр. 115.