Андреева Елена
Применение игровых технологий с использованием детских музыкальных инструментов в младших группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.
Публикация «Применение игровых технологий с использованием детских музыкальных инструментов в младших группах ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В первые месяцы адаптации в группе раннего возраста я использую музыкальные, «говорящие» игрушки (котик, лошадка, зайка, медвежонок, которые помогают заинтересовать детей, побуждают их к активности.
Детям очень нравится звучание фортепиано, когда они знакомятся с высокими и низкими звуками (голоса птичек, мышка, гномик – шаги медведя, бегемота).
Серебристое звучание металлофона завораживает и привлекает внимание (капельки дождя, бусинки).
В данной группе малыши в течение года знакомятся с такими инструментами, как погремушка, барабан, бубен, колокольчик, дудочка. На каждом занятии я стараюсь создать у детей радостное настроение от общения с музыкой. В гости к малышам может прийти, например, Петушок и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться с ними, извлекают звуки. И только после этого Петушок проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Я играю пьесу, дети по показу петушка выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и встряхивают.
Во время знакомства с бубном дети пробуют различные способы звукоизвлечения. Я беру большой бубен и предлагаю каждому ребенку погладить его ладошкой – «бубен умеет шуршать, как мышка в норке», затем мы стучим одним пальчиком по бубну – «курочка клюет зернышки», много пальчиков бегают по бубну – «бежит сороконожка» и пр.
Следующий этап знакомства с бубном: учимся держать его в одной руке, а другой хлопать по бубну. Проводится игра под названием «Постучи-ка Сева в бубен».
Дети сидят на стульчиках, я подхожу к ребенку и помогаю ему ритмично ударять в бубен, приговаривая при этом:
Постучи ка Сева в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем.
Веселей заиграй – Васе бубен передай.
Передаем бубен следующему ребенку, остальные дети хлопают в ладоши, стараясь попадать в ритм звучания бубна. Так бубен переходит из рук в руки ко всем деткам.
Немаловажную роль в группе раннего возраста имеет принцип повторности. Я заметила, что при каждом следующем повторе игры или пляски, дети становятся более активными, заинтересованными.
Во второй половине года я пробую давать детям в руки колокольчики. Надо научить их держать колокольчик за «ушко» двумя пальчиками, что не у всех сразу получается. Пробуем звенеть вверху, внизу, у одного и другого ушка, держать колокольчик в ладошках («баюкаем», прятать за спину и пр. Все эти манипуляции я провожу под музыку, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей. Задания проходят в игровой и танцевальной форме.
При знакомстве с деревянными ложками, сначала дети учатся держать их «щечка к щечке», сидя на стульчиках, изображая лошадку («копытца стучат далеко – тихонечко постукиваем, близко – громко стучим, пробуем стучать медленно и быстро). Постепенно прибавляются различные манипуляции с ложками: «варим кашку», «кушаем кашку», ложки стучат возле одного и другого ушка, ложки «ходят», «прыгают» и т. д.
Следующим этапом будет танцевально-ритмическая композиция, где дети ходят, постукивая ложками, кружатся, вращая кистями (ложки в руках, бегают с ложками, собираются в центре зала, расходятся, и т. д.
Все это разнообразие приемов дает детям возможность самовыражения, а также приносит радость и удовлетворение от самого процесса.
Во младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали ранее и продолжаем знакомиться с новыми приемами игры на них, а также усложняем задания, включая танцевальные движения, перестроения и новые музыкально-дидактические игры.
Я предлагаю детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например, ребенок произносит свое имя по слогам, передавая его ритмический рисунок, ударяя по бубну. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, я или воспитатель помогаем ему в этом.
Дети этого возраста уже хорошо реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различают тембры менее контрастных музыкальных инструментов (бубен, погремушка).
Знакомясь с металлофоном, можно показать иллюстрацию, на которой изображена девочка с зонтиком (идет дождь).
Я рассказываю: «Пошла Таня погулять, вдруг ей на ладошку упала капелька дождя (ударяю по металлофону один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку упало несколько капелек (ударяю по металлофону несколько раз). Вначале капельки падали редко (изображаю это редкими ударами, потом все чаще и чаще (изображаю частыми ударами). Таня раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождик. Вскоре дождик прекратился, и выглянуло солнышко» (глиссандо или мажорное трезвучие).
На следующих занятиях детям предлагаются музыкальные загадки. Я играю на металлофоне, изображая разный ритмический рисунок, а дети определяют, какой идет дождь – сильный или слабый. После каждой игры мы закрепляем название музыкального инструмента.
При знакомстве с барабаном, я играю на нем, а Зайчик скачет или танцует. По желанию дети играют на барабане вначале одной палочкой, затем двумя (ритм при этом свободный).
Развивая музыкальный слух ребенка, в младшей группе я усложняю музыкально-дидактические игры и они, приобретая новую форму, становятся подвижными играми. Так, в игре «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой дети вначале различают звуки по высоте. После того, как все смогут угадывать звучание большой и маленькой птички, переходим к знакомству с подвижной музыкально-дидактической игрой, где дети двигаются соответственно контрасту звучания (летают птицы и птенчики)
Во время игры на музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства метра и ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. Поэтому в младшей группе часто использую различные ударные инструменты (барабан, ложки, бубен, палочки, кубики). Например, исполняя р. н. прибаутку «Петушок», дети сначала шлепают ритм ладошками по коленкам. После того как дети хорошо усвоят ритм, им можно дать кубики, погремушки или ложки и предложить сыграть вместе с педагогом.
Для развития чувства ритма дети могут выполнять упражнения с кубиками. Всем раздаю по два кубика и приглашаю занять места на стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход: дети медленно ударяют кубиками. Я ускоряю темп музыки, и дети стараются стучать кубиками быстрее. Когда поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики.
Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.