Ирина Владимировна
Применение игровых технологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что художественная литература - могучее, действенное средство, способствующее всестороннему развитию и воспитанию ребёнка. У ребёнка, который вовлечён в процесс ознакомления с произведениями художественной литературы, развивается воображение, внимание и речь и обогащаются эмоции и чувства. Литературы открывает перед дошкольником мир человеческих чувств и взаимоотношений, жизнь общества, знакомит с историческими ценностями своего народа.
Публикация «Применение игровых технологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой» размещена в разделах
Произведения литературы, в зависимости от жанра, оказывают разное воздействие на дошкольника. Рассказ помогает познать лаконичность и точность слова, стихотворения развивают ритмичность и способность к музыкальной напевности, а народные сказки раскрывают богатство русского языка через образные сравнения и красочные выражения.
Литературные произведения позволяют с помощью образов и представлений показать способы поведения в различных ситуациях, что подготавливает ребёнка к практическим действиям в реальной жизни.
Детская книга может быть средством для решения личных проблем, свойственных дошкольнику. Когда ребёнок встречается с неизвестной для него ситуацией, ему гораздо проще разрешить её, если он уже проживал ее при восприятии произведений литературы. Многие литературные произведения описывают взаимодействие членов семьи, друзей и знакомых, что позволяет ребёнку повышать свои знания в общении с социумом.
Восприятие литературы развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как личность.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, в работе педагога важно использовать различные методы и приемы, применять современные образовательные технологии.
Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Так мотивации детей при ознакомлении с художественной литературой способствует применение театрализованных игр. Именно в этих играх ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. Театрализованные игры - это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Применение дидактических игры по мотивам произведений художественной литературы способствуют формированию и развитию у детей отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, активизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей. Разработанные дидактические игры направлены на развитие у детей всех психических процессов, умения работать в команде: договариваться между собой, принимать правила, идти на компромисс.
Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом их индивидуальных особенностей. Сочетание ИКТ и игровой технологии при ознакомлении детей с литературой способствует наиболее успешной реализации программных задач и всестороннему развитию дошкольников.
Для разработки и применении дидактических игр на персональном компьютере или интерактивной доске Smart Board существует программа Smart Notebook.
Notebook - главный инструмент, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов. В программе создаются слайды по изучаемым произведениям художественной литературы. Разработанные игры облегчают процесс запоминания содержания произведений с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Игры с применением ИКТ позволяют расширять познавательный интерес, формировать информационную культуру дошкольников, привлекать внимание и способствовать мыслительной деятельности всех, даже малоактивных детей.
Влияние игровых технологий на развитие и воспитание детей дошкольного возраста сложно переоценить. Именно игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Игры, в основе которых лежат произведения художественной литературы, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом и формируют волевые качества: умение подчинять свои действия каким-то определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива.