Светлана Михайлова
Применение игровых технологий для развития мелкой моторики рук у дошкольников
Применение игровых технологий для развития мелкой моторики рук у дошкольников
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности - является игра.
Игровая педагогическая технология – это последовательная деятельность педагога по разработки, подготовке игр, осуществление самой игры.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.
Публикация «Применение игровых технологий для развития мелкой моторики рук у дошкольников» размещена в разделах
Советский педагог-новатор, детский писатель Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому целью нашей работы стала:
развитие мелкой моторики рук;
развитие зрительно-пространственной координации;
активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
- создавать полноценную современную предметно-развивающую среду в группе для развития игровой деятельности детей;
- формировать у детей умения совместно строить и творчески развивать сюжет игры;
- развивать у детей навык общения в различных жизненных ситуациях: со сверстниками, педагогами, родителями, другими окружающими людьми;
- формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) средствами человеческого общения.
Трудности, с которыми ребенок может столкнуться при недостатках развития мелкой моторики: не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную); испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры); отсутствие желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
Для тренировки пальцев рук в группе мы оборудовали уголок развития мелкой моторики. В центре развития мелкой моторики ребята играют с мозаикой, катушками, нанизывают бусы, выкладывают узоры и фигуры из волшебных пуговиц, учатся завязывать шнурки и распутывать узлы и т. д. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Так же своей практике по развитию мелкой моторики мы используем профилактику и лечение при помощи Су – Джок – терапии. Она не имеет противопоказаний и побочных эффектов. С её помощью можно повысить стрессоустойчивость всего организма, запустить процессы самовосстановления, развить речь ребенка. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.
Не маловажную роль в развитии мелкой моторики играет и театральный уголок. В нем представлены разные виды театров: пальчиковый и настольный театр, театр теней и мн. др. Здесь ребята очень любят перевоплощаться в любимых героев, устраивать представления. Разные виды театров играют важную роль в развитии мелкой моторик рук, и, соответственно, речи воспитанников.
Ещё один из методов развития мелкой моторики - «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Но необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей: рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, но не более 10-15 минут в день).
Так же в своей практике мы используем игры с песком. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Игры по конструированию способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.
А работа с бумагой, оригами и плетение - способствует развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.
Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у ребенка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку. Самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.