Анна Дмитриевна Сивакова
Применение игровых культурных практик в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
С точки зрения Н. Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности. (Именно этим мы и занимаемся, мы не показываем детям картинки, не показываем презентации – мы берем предмет, объект и обыгрываем его с детьми. Знакомимся с ни м через игру).[/i]
Публикация «Применение игровых культурных практик в рамках реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка –игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии и своего воображения.
Игровая культурная практика ребенка – это лежащий на его актуальных и перспективных интересах и обычный для него вид самостоятельной игровой деятельности, его душевного самочувствия и поведения, а также уникального индивидуального жизненного опыта, который складывается в процессе этой деятельности. Если у ребенка удовлетворено чувство безопасности, удовлетворены его основные потребности, то при специально созданных или спонтанных условиях, он включается в игровую деятельность.
В своей практике мы использовали следующие виды игровой деятельности.
1. Потешки – обыгрывание, элементарная театрализованная игра. В Группе раннего возраста наша любимая потешка-пальчиковая игра «Колобок», использую ее мы можем познакомиться с такими категориями как – послушание.
2. Обыгрывание русских народных сказок – игры драматизации. Если в младших группах это простые сказки «Колобок», «Маша и медведь»; то в старшем дошкольном возрасте знакомимся с более серьезными сюжетами, например «Финист ясный сокол», на основе нее мы можем показать воспитанникам такое понятие как «Жизненный путь».
3. Народные праздники – любимые праздники колядки и масленица. Если в младшей группе мы просто ходили в гости в соседние группы пели песни» колядки», то в старших группах, мы уже делали акцент на историю праздника и традиции. В игровой форме знакомились с предметами старины, атрибутами праздника. Используя различные дидактические игры-лото «предметы старины», дидактическая игра «Русская изба - современный дом», словесная игра «четвертый лишний», «Бабушкин сундучок»
4. Народные подвижные игры – наши любимые игры, дети хорошо откликаются на игры с использованием различных атрибутов – платки, воротца, маленькие платочки, канат.
5. Сюжетные игры.
6. Игры путешествия («На передовой», «Богатырская зарничка» - предшествующая работа встреча с интересными людьми, «В гости к коренным народам», «Юные археологи».
В заключении можно сделать следующие выводы, почему именно через игровую культурную практику мы ведем работу по реализации программы «Социокультурные истоки». Программа предполагает знакомство с такими категориями как забота, доброта, послушание, сочувствие, взаимопомощь, трудолюбие. Все это тяжело для восприятия ребенка дошкольного возраста. А через игру есть возможность прожить все это, на собственном опыте, понять. На основе игровых культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи, справедливости, мужество и т. д. Если организованная игровая совместная деятельность педагога с детьми наполнена увлекательным и содержательным общением, включает в себя разные виды игровых культурных практик, объединяет материал разных образовательных областей, то положительный эффект от неё очевиден. Главное, чтобы любая деятельность от начала до конца была доброй.
Мы надеемся, что ваш педагогический труд будет вознагражден добрыми плодами.
Где труд, там и радость.