Стрельникова Наталья
Применение игр и пособий технологии В. В. Воскобовича в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича представляют собой игровые технологии «Сказочные лабиринты игры» с учетом последних тенденций системы образования России и направлены на реализацию образовательных областей дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО.
Актуальность применения игр для речевого развития детей
Публикация «Применение игр и пособий технологии В, В, Воскобовича в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2020
Использование игровой технологии, разработанной В. В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.
Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет использовать их для решения коррекционно-логопедических задач.
Использование развивающих игр В. Воскобовича способствуют формированию и развитию у детей дошкольного возраста начальной коммуникативной компетентности:
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества, которое может реализовываться в придумывании новых сюжетов сказок;
• развитие звуковой культуры речи;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.
В процессе использования с детьми технологии Воскобовича педагог закрепляет поставленные звуки в словах, предложениях, развивает слухо- речевой самоконтроль детей.
Технология разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнить физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того, использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе.
Преимущество развивающих игр В. В. Воскобовича.
• Широкий возрастной диапазон (от 2х до 7-8 лет). Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Пособия способны развивать от простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, мышления, пространственного воображения до структурной модели осознания себя, как части живого. От фокусирования внимания и точности в исполнении до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений.
• Дидактическая мультимодульность. Одна и та же игра может быть направлена на развитие математических, конструктивных, творческих способностей, на развитие речи, обучение грамоте. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться педагоги, родители без специального обучения.
• Образность и универсальность. Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.
• Эмоциональная культура игры. Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьёзными. Но игра- дело весёлое. Поэтому яркой особенностью этих игр является лёгкость в отношении, искромётный юмор и ирония, которую ребёнок воспринимает как язык равенства, поддержки. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет галошадь. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребёнок развивает главные качества личности- творца непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.
• Возможность индивидуального коррекционного обучения.
• Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Развивающие игры В. В. Воскобовича позволяют :
• Подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения.
• Во время продуктивной деятельности с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.
• Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
«Буквоцирк» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Закреплять знание гласных звуков и букв, развивать речевое дыхание, голосовые характеристики.
В «Буквоцирке» работают поющие клоуны : Арликин, Орлекин, Урлекин, Эрлекин и т. д.
«Буквы, цифры, знаки» - 6 блоков-карточек с гласными, твердыми и мягкими
согласными.
Способствует освоению букв, цифр, их знаковых обозначений «звук-буква».
Можно составлять слоги, слова, проводить звуко-буквенный анализ.
«Шнур – грамотей» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, координации «глаз – рука».
Способствует закреплению навыка буквенного анализа и синтеза слов, формированию навыка чтения.
Совершенствование навыка ориентироваться на плоскости.
Участникам предлагается несколько пособий : «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», Парусник».
Задания:
• составьте слова из 2 – 3 -4 букв не используя звёздочку.
• составьте слова, используя звёздочку в начале слова, в середине, в конце.
• составьте имена.
• составьте родственные слова.
«Логоформочки». При работе с ними дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, усложняясь за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.
Благодаря пунктирной линии каждая фигура мысленно делится на две части. В. В. Воскобович предлагает называть их «вершки» (верхние половины) и «корешки» (нижние половины).
Логоформочки 3. Игра развивает интеллект:
• знакомит с геометрическими формами;
• с понятием симметрии;
• развивает умение сравнивать части и соединять их в единое целое;
• умение выстраивать логические связи и зависимости.
Задействована мелкая моторика:
• развивается координация «глаз-рука»;
• точность движения рук и пальцев.
Развивает творческие способности :
• умение складывать эталонные фигуры, а также фигуры сложной геометрической формы;
• умение обводить предмет и достраивать рисунок на его основе.
Логоформочки 5 - пособие состоит из игрового поля, в котором размещено 25 сложных фигур и 5 составных частей эталонных фигур. Эталонные фигуры выкрашены в красный. Также снизу к полю прикреплены три подвижные линейки.
Учитывая сложность игрового пособия, целесообразно использовать его в подготовительной группе детского сада.
«Эталонные конструкторы. Елочка ларчик» способствуют развитию логического мышления, творческого воображения, сенсорных свойств и качеств (величина, форма, цвет, навыка сравнения, а так же мелкой моторики.
Варианты игры: «На что похоже?» Ребенку предлагается брать любые части и составлять какой-либо узор или рисунок.
«Укрась елочку», «Логические цепочки».
Развивающие игры В. Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество.
Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству.
Совместная деятельность с использованием игровых пособий побуждает детей к вступлению в контакт с окружающими, является мотивом коммуникативной деятельности и стимулом к взаимодействию.
Литература:
1. Воскобович В. В., Н. А,Мёдова, Е. Д. Файзуллаева «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». СПб., 2017.
2. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015.