Гуртякова Татьяна
Применение «Цветочной азбуки» в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Гуртякова Т. Н.
Для формирования эстетического воспитания удетей, пробуждения у них личной ответственности за сохранность природы большое значение имеет цветочное оформление и ландшафт пришкольного участка. Детям свойственна доброта и любознательность, но им не хватает опыта и знаний. Пришкольный участок открывает им чудесный мир в красках, в ярких трепетных звуках. У ребенка раскрывается второе зрение: в каждом цветке, травинке он учится видеть неповторимую красоту. Он чувствует себя частицей прекрасной и вечной Природы и по-новому более эмоционально, «сердечно» воспринимает ее, бережно к ней относится.
Публикация «Применение „Цветочной азбуки“ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Участок сада (по Н. М. Верзилину) - это кабинет биологии под открытым небом для проведения уроков, практических занятий, опытов и наблюдений.
Одним из познавательных и обучающих объектов участка является «Цветочная азбука». Использование которой, позволяет корректировать поведенческие и эмоциональные расстройства, улучшает психоэмоциональное состояние детей, осуществляет динамику в речевом развитии учащихся, способствует развитию детского творчества.
Цветочная азбука состоит из 28 квадратов, соответствующих определенной букве алфавита ( исключается буквы: ь, ъ, ы, й). Квадраты располагаются в шахматном порядке. При выборе растений необходимо учитывать сроки и продолжительность цветения. Подбирать растения, имеющие одинаковый габитус, который создает обзор со всех сторон. Использовать растения названия, которых легко произносятся. На каждом квадрате устанавливается табличка с названием данного растения, где первая буква названия выделена. Рекомендуемый список растений:
Астра
Бархатцы
Вербена
Георгин
Диморфотека
Ежовник
Живокость
Золотарник
Иберис
Космея
Лен
Маргаритка
Ноготки
Очиток
Петуния
Ромашка
Сальвия
Тысячелистник
Урсиния
Флокс
Хризантема
Цинния
Череда
Шалфей
Щирица
Эшольция
Юкка
Ясколка
Маленький ребенок, стоя на дорожке, может увидеть на клумбе каждое растение, подойти и прочитать его название, а первоклассник познакомиться с новой буквой. Дети в игровой форме запоминает буквы алфавита, названия растений, обогащает свой словарный запас. Педагог, используя игры «Что сначала, что потом?», «Чьи лепестки?», «На что похоже?», «Найди меня!» развивает словесно – логическое мышление младших школьников, стимулирует любознательность, познавательные интересы и потребности, формирует произвольную деятельность детей.
В процессе наблюдения за ростом и цветением «Цветочной азбуки» у ребенка включены все анализаторы:
- зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта. Влияние цвета на самочувствие и настроение человека давно доказано: мажорные, яркие тона бодрят и пробуждают к деятельности или как еще их называют теплые (красный, оранжевый, желтый). Минорные нежные тона, наоборот, способствуют расслаблению и располагают к отдыху (синий, зеленый, фиолетовый). И если цвет использован с чувством меры, то он приносит радость, возбуждает положительные эмоции детей.
- слуховой – ребенок слышит шелест листвы, трепетание лепестков под дуновением ветерка – все это приятно для слуха ребенка. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости, структуру листьев и цветов. А запахи! Ароматное цветочное облако, которое волнует воображение ребенка, будит его фантазию и настраивает на поэтичный лад. Недаром К. А. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
При работе с цветочной азбукой предлагается использование следующих дидактических игр.
Игра «Узнай цветок»
Цель: Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обаяния и глубокого вдоха.
Описание игры. Дети читают названия цветов и нюхают их, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет цветок за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один из цветов.
Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный плавный выдох.
Игра «Цветы и пчелки»
Цель: Автоматизация звука [з].
Описание игры. Перед началом игры определяют, кто из детей будет пчелками, а кто - цветами (например, мальчики – цветы, а девочки - пчелки). Затем все разбегаются по площадке. Как только раздается сигнал педагога, дети, изображающие цветы, встают около цветка. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: з-з-з-з-з. При новом сигнале дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука [з].
Игра «Цепочка слов»
Цель: расширение словарного запаса обучающихся.
Оборудование: Мяч, значки.
Описание игры: В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит название цветка например, «георгин». Получивший мяч говорит название, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например, «ноготки», следующий «иберис» т. д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
Игра «Узнай цветы»
Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры. Педагог раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Игра идет по принципу лото. Педагог, показывая маленькую картинку, спрашивает: «Кому нужна эта картинка?» ребенок, у которого на большой карте есть такой цветок, отвечает: «Мне нужна эта картинка. Это белая ромашка (белая хризантема)» и встает рядом с клумбой данного цветка. и т. д.
Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту и узнает это растение на клумбе.
Игра «Угадай по листику цветок»
Цель: Учить детей пользоваться в речи простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.
Описание игры. Логопед берет по очереди листья цветов и спрашивает, какому из цветов этот лист принадлежит.
Образец ответа: Это лист космеи. Это лист ясколки. Это лист ромашки и т. д.
Игра «Садовник»
Цель: Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.
Описание игры. Дети сидят вокруг стола, на котором лежат картинки рисунком вниз, один ребенок – садовник. С лейкой в руках или каким-нибудь другим типичным для садовника предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Подойди ко мне, Анечка, сорви что-нибудь». Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано и показали на клумбе. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.
Игра «Расскажи про цветок"
Цель: Учить детей составлению описательного рассказа.
Описание игры. Педагог показывает две вазы с цветами, в одной из которых циннии, в другой – ноготки (по 2-3 цветка). Спрашивают, знакомы ли детям эти цветы, как они называются. Обобщает ответы: «В темной вазе стоят цветы циннии, в светлой – ноготки. Посмотрите на ноготки, - предлагает педагог, - на какой знакомый вам цветок похожи ноготки?». Выслушивает ответы, обобщает: «Ноготки похожи на ромашки, только у ромашек лепестки белые, а у ноготков – желтые. Как и у ромашек, у ноготков есть серединка – глазок, а вокруг глазка лепестки». Можно и по-другому рассказать про эти цветы, послушайте. У этого цветка желтый глазок, а вокруг реснички-сестрички. Все реснички одинаковые, желтые. Цветок не умеет царапаться, хотя зовут его ноготок. Вам нравится цветок ноготок? Какой он?
Аналогично происходит описательная беседа о циннии. Затем предлагает рассказать детям про любой другой цветок.
На основе наблюдаемого дети учатся объяснять увиденное, они рассуждают, описывают растения, тем самым, развивая связную, правильную речь, обогащая пассивный и активный словарь.
В игровой форме во внеурочное время дети запоминают буквы, название цветов, тем самым происходит обучение детей через природу. У детей возникает эмоционально – радостное настроение, развиваются творческие способности и умение видеть прекрасное.