Нуржанат Улыкпанова
Применение асыков в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы
Применение асыков в дидактических играх
Во времена, когда не было такого обилия игрушек и гаджетов, дети были искренне рады бараньему мослу – асыку. Они придумали огромное количество игр с асыками, ввели кодекс чести и даже бизнесменили на них. С началом весны на первых сухих прогалинах начинались серьезные битвы. Детство было там, где были асыки.
«Асык – это большое народное воспитание…
Игра в асык, … — воспитывают сноровку,
ловкость, увертливость, меткость, быстроту,
упорство и прочие … качества,
необходимые … как воздух.
Публикация «Применение асыков в дидактических играх» размещена в разделах
Бауыржан Момышулы
В древности жизнь кочевых казахов была связана, в первую очередь, с животноводством. И, конечно, множество народных игр было связанно именно с животными, игры в асыки были широко распространены как среди детей, так и среди взрослых. Существует множество игр с асыками.
На современном этапе в детских садах все больше начинают использование асыков в различных видах деятельности. Через использование асыков в жизни детского сада у детей формируется уважение к историко-культурному наследию казахского народа, а также повышения интереса детей к знанию казахских национальных игр, приучающих к ловкости и меткости.
В детском саду асык как нельзя лучше подходит для ребенка - дети не только знакомятся с правилами древних национальных игр с асыками, также асык становиться помощником педагогам во всех видах детской деятельности. С помощью «костей» дети учатся считать, мыслить логически, а также используют на музыкальных занятиях. Общение с асыками со всех сторон оказывает довольно благоприятное влияние на развитие ребенка. Будь то воспитание, или здоровье. Асыки применяет и своей работе психолог.
Игры с асыками способствуют развитию: мелкой моторики; координации; пространственного мышления; сенсорных ощущений; творческого воображения; внимания; памяти; фантазии. Используя асыки, можно изучать с детьми цвета; размеры; числа, счет; буквы и т. д.
При использовании асыков для знакомства младших дошкольников асыки подбираются по размеру, по цвету (окрашенные в основные цвета радуги, надетые на проволоку, шнурочки: в средних группах уже применяются асыки в технологии Круги Луллия; в старших, подготовительных группах окрышенные в красные, синии цвета асыки используются в обучении грамоте, математики.
Подобные игры способствуют развитию когнитивных и физических навыков, развивают восприятие, внимание, мышление, конструктивные умения, смекалку.
Пытаясь поставить асык в разных положениях или построить пирамидку, ребенок, прилагая усилия будет тренировать пальчики рук, то есть будет развиваться мелкая моторика рук, что способствует развитию речи дошкольника. Кроме того, эта «игрушка» будет способствовать развитию координации движений, для достижения разных целей можно сделать различные игры. Предлагаю некоторые из них.
Дидактическая игра «Асыки в лунках»
Цель: Развивать пространственные представления, мелкую моторику, координацию движений; закрепить знания цветов; закреплять счётные навыки.
Для детей 2-3лет: Воспитатель предлагает детям разложить асыки в лунки-ячейки по цветам такого же цвета как асык, разложить асыки в лунки-ячейки не такого цвета как асык.
Для детей 3-5лет: Закинуть асык в лунку-ячейку такого же цвета как асык
Для детей 5-6лет:
Задание 1: Заполнить асыками такое же количество
лунок –ячеек как на карточке. Уточните: «Асыков желтого цвета столько, сколько лунок желтого цвета».
Задание 2: Найти цифру такого же цвета как предложенные асыки и разложить по рядам в лунки столько асыков сколько означает эта цифра. Например, - цифра два синего цвета, значит ребенок выкладывает два синих асыка.
Задание 3: такое же на убывание.
Дидактическая игра «Сундук (коржын) с асыками».
«Сундук (коржын) с асыками» - набор цветных асыков, собранных в накопитель, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель с мелкими асыками, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в таком накопители способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Усложнение: В накопитель с асыками прячется игрушка животного или какой другой предмет и предлагается ребенку его найти,достать и назвать.
Дидактическая игра «Украсим к рпе»
Цель: Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет. Формировать навык самостоятельно раскладывать по образцу. Развивать воображение и творчество детей.
Для игры используются «к рпе» -образцы, пустые «к рпе», разноцветные асыки.
Ребенку предлагается расставить цветные асыки в соответствии с предлагаемым образцом, далее можно предложить самостоятельно придумать узор для «к рпе».
Дидактическая игра «Асыки, юрты»
Для игры потребуется большое картонное поле, на которое игроки по очереди выкладывают фишки-асыки, юрточки (крышки) выбранного цвета. Игра заканчивается, когда все клеточки на поле заняты. Затем подсчитывается количество собранных линий по 3 клеточки каждым игроком и определяется победитель.
Задачки на счёт
Это хорошее наглядное пособие для знакомства ребенка с математическими действиями на сложение и вычитание.
1 вариант: Перед ребенком лежат перемешанные карточки изображением вниз и к ржын с асыками. Он берет любую карточку и приступает к выполнению обозначенных на ней математических действий. Для этого надо выложить указанное количество асыков и поставить между ними соответствующий знак. Затем, если это действие на сложение, то подсчитывается общее число асыков и после знака равенства выкладывается получившаяся сумма новыми асыками из к ржына.
Если же на карточке задачка на вычитание, то сначала следует объяснить детям, что надо убрать из первой части столько асыков, сколько лежит во второй части после знака «минус» — тогда мы узнаем правильный ответ и сможем выложить получившееся количество асыков после знака «равно». Желательно каждый раз четко проговаривать и повторять несколько раз каждую цифру на карточке, пока выкладывают асыки. Это отлично тренирует зрительную и слуховую память на цифры.
2 вариант: Перед ребенком выкладывантся из асыков задание,ребенок выкладывает самостоятельно асыками решение и находит соответствующую цифру на карточке,обводит ее.
Дидактическая игра «Выложи картину асыками»
Цель: Дети тренируют мелкую моторику и готовят руку к письму.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть асыки, предложенный рисунок для выкладывания, затем сам выкладывает рисунки на заготовках, а потом просим ребенка повторить рисунок или выложить что-то свое. Старшие дети выкладывают самостоятельно без показа воспитателя. Для выкладывания ребенку предлагаются неокрашенные и окрашенные в разные цвета асыки.
Дидактическая игра «Птица Самрук»
Цель: Формировать умение различать цвета, размер, развивать зрительное, цветовое и пространственное восприятие; закрепить умения сравнивать, закреплять знание положения асыка; развивать мелкую моторику; логическое мышление; воображение; тактильные ощущения.
Дидактическая игра «Дружба правой и левой руки»
Цель: Улучшить мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, пространственные представления. Снизить утомляемость. Повысить способность к произвольному контролю. Способствует профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы). Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире. Развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.
В результате применения этих упражнений, ребёнок сможет дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.
Предлагается постараться выполнять рисунок асыками по карточкам одновременно заполняя одинаковые карточки двумя руками.
Используя асыки, не забывайте учить детей соблюдать несложные правила безопасности.
Памятка для детей:
- не использовать асыки для игр со сколами, трещинами, чтобы случайно не пораниться;
сразу после игры всегда убирать асыки на свое место;
- следить за их чистотой;
- нельзя брать асыки в рот;
- во время игры с асыками нельзя причинять боль, вред другому.