Elena N
Применение арт-методов в развитии эмпатии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — это время, когда ребенок приобретает и развивает все психические процессы. Так е в этом возрасте важным становится межличностное общение со сверстниками. Один из важных вопросов этого периода – это отношение к окружающему миру и друг другу. Изучение эмоций является частно представляет интерес для науки, но эмпатийные переживания детей остаются мало изучены.
Арт-терапия в настоящее время считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами.
Публикация «Применение арт-методов в развитии эмпатии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии задачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация.
Педагог в данном случае использует арт-терапию как метод развития с помощью которого налаживает контакт как с родителями так и с ребенком.
В современной практике в системе дошкольного образования и воспитания арт-терапия используется достаточно активно. В действительности, мы все так или иначе применяем элементы арт-терапии в обычной жизни, но не всегда задумываемся об этом. Например, сочиняя историю для ребенка перед сном применяем способ сказкотерапии. Или слушая ту или иную музыку, представляем или вспоминаем моменты из жизни – музыкотерапия в действии.
Дети в дошкольном возрасте наиболее чувствительны, в этот период происходит совершенствование эмоционально – волевой сферы ребенка, игровой деятельности, творческой, а также происходит развитие воображения и наглядно-образного мышления.
Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, используя методы арт-терапии в игровой форме при взаимодействии с ребенком, воспитателю проще установить контакт и помочь ребенку справится с различными сложностями или выяснить, что таковые трудности существуют.
Важно дать раскрыть свой творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности на занятиях с детьми среднего и дошкольного возраста.
Главный принцип арт-терапии – одобрение деятельности ребенка.
Мне интересна работа по внедрению арт-методов в развитие навыков эмпатии в дошкольном возрасте. Понятно, что только методами арт – терапии развить эмпатию у ребенка невозможно, как и любым другим методом, для достижения цели важно использовать комплекс разных методов.
С целью развития эмпатии мной были разработаны несколько арт-тренингов для детей. Один из них тренинг «Цветочная полянка друзей». Он создан для совершенствования коммуникативных навыков и умения взаимодействовать друг с другом.
Дети, используя большой лист бумаги, с помощью карандаша обозначают место своей клумбы, на которой будут расти цветы. Важно чтобы не оставалось пустого места и весь лист был занят. Здесь дети проявляют умение договариваться и решать ситуацию выслушивая друг друга. После обозначения клумбы детям предлагается изготовить цветы. Для этого используется цветная бумага, подойдут так же части бумаги оставшиеся от аппликаций, газеты и любая яркая тонкая бумага. В этом тренинге важно не только найти взаимопонимание между детьми, но и внутреннюю гармонию в себе. Поэтому ребенок изготавливает цветы не используя ножницы. Он рвет, мнет, складывает бумагу как ему нравится, тем самым освобождаясь от внутреннего напряжения, скованности и скрытых негативных эмоций, не нанося вреда себе и окружающим.
Как только цветы готовы и «высажены» в клумбы, детям предлагается провести тропинку к той, где бы они хотели побывать. На данном этапе хорошо видны дружеские связи между детьми. Там, где оказалось больше дорожек вероятно говорит о том, что автор клумбы проявляет лидерские качества и с таким ребенком хотят общаться многие дети. Дорожку можно изготовить из цветной бумаги или нарисовать.
Если остается клумба без дорожек, можно предложить детям пригласить ребенка, сделавшего эту клумбу на свой участок и провести дорожку. Наличие или отсутствие тропинки к клумбе поможет узнать, кого дети считают частью своего коллектива, а кто принимает наименьшее участие в его жизни или вообще игнорируется группой. На таких детей и будет направленна последующая работа.
Так же после тренинга целесообразно в игровой деятельности и в режимных моментах давать коллективные задания на взаимодействие друг с другом, вовлекая наименее популярных детей группы в их выполнение.
Таким образом на данном тренинге происходит снятие эмоционального напряжения, а также внушение желательного настроения и поведения в группе детей, развитие творческого потенциала и воображения, выявление лидеров группы и аутсайдеров.
Благодаря творчеству, а арт-терапия – это в первую очередь творческий процесс, у ребенка формируется положительная оценочная система самого себя и себя в обществе, окружающего мира, совершенствуются навыки невербального и вербального общения.
Арт-терапия позволяет выразить те эмоции, которые были подавлены ребенком, а также перевести негативную энергию в энергию творческую. А педагогу найти способ незаметно воздействовать на развитие положительных качеств личности.