Елена Ивановна Чаликова
Родительское собрание «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с содержанием математического развития детей старшей группы.
Задачи:
Познакомить родителей с играми, которые способствуют успешному развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Публикация «Родительское собрание „Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Вооружить знания родителей результативными приёмами взаимодействия и общения с детьми, способствующими математическому развитию детей.
Повестка дня:
1. Вступительное слово. Просмотр видеоролика «Математические минутки в ДОУ».
2. «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».
3. Мастер-класс «Создание лэпбука «Занимательная математика».
4. Заключительная часть по теме собрания. Памятки «Математические игры с ребенком дома».
5. Разное
Ход родительского собрания.
Вступительный слово
- Добрый вечер, уважаемые родители!
- Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Приятно, что Вы выбрали время, и пришли к нам. Значит, Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка и стремитесь приобрести знания в этом вопросе.
- Сейчас я Вам предлагаю посмотреть видеоролик «Математические минутки».
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».
- Посмотрев видеоролик, Вы наверно поняли, что темой нашего разговора будет «Развитие математических способностей».
- Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика, а именно формирование элементарных математических представлений, которая входит в образовательную область «Познавательное развитие». Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой Родине и отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (СМ 2.6 ФГОС ДО).
- Сегодня на нашей встрече мы уделим внимание обучению математике детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. Ребёнку интересна конечная цель, которая увлекает его: сложить, найти фигуру, преобразовать.
- Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки, способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат.
- Выполнение практических действий, с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.
- Занимательные развивающие игры, задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
- Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенности внимания на проблеме. Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки.
НАПРИМЕР: Игра «Составь фигуру» На корабле воздушном,
Стоят два кола,
На колах — бочка,
На бочке — кочка,
На кочке — лес дремучий.
(Человек)
Сам металлический,
Мозг электрический.
(Робот)
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
(Ракете)
Воспитатель загадывает загадки, родители отгадывают и выкладывают ответ из геометрических фигур.
- Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц. А теперь, составим из своих наборов таких же зайчиков.
Родители выполняют задание.
После выполнения задания, проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом, рассказать, из каких фигур они составили зайца.
- В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
- Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросы в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математику.
Задачи-шутки для родителей.
Например:
1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?
2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
- В игровой форме можно привить малышу знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развивать память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
- Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д., узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Мастер-класс «Создание лэпбука «Занимательная математика»
- Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, что такое инициатива? Инициатива – это активность в начинании нового дела, вовлекая туда окружающих людей.
- Где проявляется инициатива ребёнка? Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и его интересам. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
- И задача каждого воспитателя – найти способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений, т. е. поддерживают детскую инициативу.
- И одним из таких средств, является лэпбук. Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
- Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. (Демонстрация видов лэпбука.)
- Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективную книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
- Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДОО к предметно - развивающей среде :
информативен;
трансформируемый (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);
способствует развитию творчества, воображения;
пригоден к использованию одновременно группой;
обладает дидактическими свойствами;
вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
- Математический лэпбук помогает осуществлять многие задачи:
• Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
• Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений.
• Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
• Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
• Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
• Развитие логического мышления.
- С чего начинается создание лэпбука? Для начала нужно определиться с темой будущего лэпбука. Мы сегодня попробуем создать лэпбук по ФЭМП.
- После того, как мы определились с темой, нужно составить план будущего лэпбука, т. е. какие под темы мы хотим раскрыть – это и будет содержание наших мини-книжечек. Но создание лэпбука – это длительный процесс, растянут во времени, поэтому план я уже составила заранее. (План находится перед участниками нашего мастер - класса.) Для каждой темы нужно выбрать подходящий конверт, книжку или какую-нибудь открывающуюся коробочку, вырезать необходимый дидактический материал для нее и разместить на данной папке.
- Наш лэпбук будет состоять из различных заданий и игр:
«Схемы для блоков Дьенеша»
Игра «Математические пазлы»
Игра «Собери фигуру» (счетные палочки)
«Посчитай количество предметов»
«В какую сторону смотрит животное?
«Числовые домики»
«Весёлые часы»
«Танграм»
«Подбери по порядку»
Книжка-малышка «Математические считалочки для детей».
- Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы :
Картонная папка-основа (покупаем или можно ее сделать своими руками).
Обычная бумага, цветная бумага, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги, ПВА.
Скотч.
Дидактический материал по теме.
- Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места в соответствии с планом.
Далее воспитатель совместно с родителями приступают к созданию лэпбука.
- В данном лэпбуке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. И каждый может сделать его по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
- Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвращается к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Заключительная часть по теме собрания. Памятки «Математические игры с ребенком дома»
- И так, игры в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей и подготовке их к успешному обучению в школе.
- Таким образом, развитие ребенка должно проходить не только в детском саду, но и в семье. Ведь для того чтобы ребенок усвоил знания, полученные им в образовательном учреждении они должны закрепляться в домашних условиях. Родители должны интересоваться у детей, у воспитателей какие проходили занятия какова их тема, чтобы помочь своему малышу закрепить полученные знания. Проводить с детьми математические игротеки в условиях семьи с целью закрепления и расширения знаний о мире математики. (Памятки)
Разное (обсуждение различных вопросов с родителями)
- Мы надеемся, что сегодня встреча прошла с пользой для Вас, Ваших детей и для нас, педагогов дошкольного учреждения.
- Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас.