Елена Королькевич
Приложение к проекту «Удивительные тайны космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение к проекту
«Удивительные тайны космоса»
воспитатель дошкольных групп МОУ Кладовицкая ООШ Королькевич Елена Викторовна
Эксперименты и опыты
Опыт №1
«Влияние солнечного света на жизнь на земле»
Кладут два камешка: один на солнце, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.
Опыт №2
«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Публикация «Приложение к проекту „Удивительные тайны космоса“» размещена в разделах
Наливают в два блюдца воду – одно блюдце ставят на солнце, другое – в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.
Опыт №3
«Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом»
Материал: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.
Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой.
Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас.
Опыт №4
«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркало внутри противня, положив его верхний край на край противня, и нижний – в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Опыт №5
«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»
Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.
Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр – на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 минут сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.
Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.
Опыт №6
«Чем ближе, тем быстрее»
Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.
Скатайте из пластилина два шарика размером с грецкий орех, поместите один на конец линейки, а другой – на конец рейки. Поставьте линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно отпустите линейку и рейку. Линейка падает первой. Пластилиновому шарику, прилепленному к рейке, падать дальше, чем шарику на линейке. Это напоминает движение планет, которые непрерывно «падают» вокруг солнца.
Опыт №7
«На ярком фоне»
Материал: настольная лампа, карандаш, линейка.
Поверните настольную лампу лампочкой к себе и включите. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки от себя и в 15 см от включенной лампочки.
На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучить планету Меркурий.
Опыт №8
«Солнце на экране»
Материал: большая коробка, ножницы, бинокль, картонка размером с открытку, клейкая лента, фольга, лист белой бумаги.
Расположите коробку так, чтобы открытая сторона оказалась сбоку. В верхней стенке коробки вырежьте отверстия, в которых могут поместиться окуляры бинокля. Вырежьте круг из картонки и при помощи клейкой ленты закройте им один из объективов бинокля. Вставьте бинокль в отверстие в коробке окулярами вниз и закрепите его в таком положении клейкой лентой. Вынесите коробку на солнце, поставив открытой стороной перед собой. Расположите коробку таким образом, чтобы лучи солнца попадали в не заклеенный объектив. Расположите лист белой бумаги внутри коробки под биноклем таким образом, чтобы на нем стало видно изображение солнца. На бумаге виден яркий солнечный луч.
Опыт №9
«Мяч светит отраженным светом»
Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называется отраженным. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света.
Опыт №10
«Тень»
Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы на может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы.
Опыт №11
«Зефир и солнце»
Материалы: 0,5 кг зефира, пластмассовый стакан емкостью до 0,5 литра воды.
Кладите зефир в стакан, пока он не наполнится до краев. Взвесьте наполненный зефиром стакан. Запомните, сколько весит этот стакан. Поставьте его на стол. Пальцами сомните зефиринки и придавите их ко дну стакана. Кладите на освободившееся место все новые зефиринки, спрессовывая их и освобождая, таким образом, место в стакане для новых. Продолжайте, пока стакан снова не наполнится. Снова взвесьте стакан. Стакан со спрессованным зефиром весит больше. Этот опыт показывает, почему вещество в ядре Солнца имеет более высокую плотность, чем на его поверхности.
Опыт №12
«Твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении»
В гладкую деревянную дощечку вбейте две булавки (или два гвоздя) так, чтобы между ними едва проходила монета. Возьмите монету щипцами и нагрейте ее на огне. Теперь монета между булавками не пройдет. От нагревания она расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмется и снова будет легко проходить между булавками.
Не только монета, но и другие твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.
Опыт №13
«Лунные кратеры»
В тарелку насыпать немного муки. Отпечатком кратера послужит небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.
Познавательное развитие, занятия, беседы
Тема «Солнечная система»
Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу, как огромному светилу (звезде, назвать и показать все планеты нашей Солнечной системы.
Предварительная работа
На вечерней прогулке предложить детям посмотреть на звездное небо, поинтересоваться, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо.
Сколько звезд на небе? Какие они?
Материал: схема Солнечной системы (ее можно рисовать походу занятия на доске).
Ход занятия
Педагог предлагает детям посмотреть на дневное небо.
Дети и педагог устанавливают, в чем разница между дневным и ночным небом.
Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?
Короткий рассказ педагога о солнце:
«Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце?
Солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе.
Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?
С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.
На самом деле звезда Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.
На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.
Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.
Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.
В семье 8 планет. Планеты значительно меньше по размерам. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются светом и теплом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца.
Мы с вами живем на одной из планет – Земля».
Тема «День и ночь»
Цель: ознакомление детей с наступлением дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу.
Материал: глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок, настольная лампа.
Ход занятия
Педагог спрашивает детей: «Вспомните, как называется планета, на которой мы с вами живем.
Как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле?
Как влияет?
А Солнце когда-нибудь отдыхает?
Что делает Солнце ночью, ведь мы его не видим?
Люди часто говорят про Солнце- Солнышко проснулось, за лес село и т. п. Как вы думаете, солнце движется?
На самом деле Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик, всегда светит, всегда греет.
Наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой.
Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли.
Именно там светло, там день.
А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.
Педагог предлагает провести опыт, показывающий смену частей суток.
На стол ставится настольная лампа (это Солнце, рядом глобус.
На глобус крепится условный значок.
Педагог включает лампу и начинает потихоньку вращать глобус.
При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется ее освещенность.
Даются соответствующие названия – утро, день, вечер, ночь.
Затем педагог предлагает детям сказать, что обычно они делают.
Когда Земля и Солнце занимают определенное положение по отношению друг к другу.
В заключение педагог предлагает игровое упражнение «Когда это бывает?»
Педагог произвольно устанавливает условную метку по отношению к Солнцу и предлагает детям назвать части суток.
Тема «Солнце и Луна»
Цель:
- ознакомление детей с понятиями «Солнце» и «Луна»;
- закрепление представлений о геометрических формах и цветах;
- закрепление умение отражать эмоций с помощью рисования.
Ход занятия
Занятие начинать с разгадывания загадок.
1. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце и зовут тебя все …
(Солнце)
2. Что выше леса, краше света, без огня горит?
(Солнце)
3. Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?»
Рассмотрим желтый круг.
На что он похож?
Изобразим солнышко на листе.
Вокруг кружочка нарисованы прямые линии- лучи, значит, наше солнце светит.
Может ли солнышко улыбаться?
Взгляните на солнышко и постарайтесь изобразить его настроение в своем рисунке.
Знакомимся со вторым, белым кружочком.
Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?
Загадать загадки.
1. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной.
А зовут меня …
(Луной)
2. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.
(Луна)
Рядом с солнцем рисуем луну.
Чем они похожи и чем отличаются?
Какое настроение у Луны?
Попробуем его отразить в рисунке.
Лист бумаги разделить на две части: белую и темную, день и ночь.
Нарисовать Солнце и Луну.
Почему Солнце нарисовали на светлой стороне, а Луну на темной?
Чтение сказки «Кто обгрыз Месяц?», «Подушка для Солнышка».
(Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка», 1992г)
Тема «День и ночь»
Цель:
- ознакомление с понятиями «день» и «ночь»;
- развитие умений сравнивать природные явления.
Материал: черный и белый прямоугольники большого размера и отдельные изображения разных предметов темного цвета (небольшие по размеру).
Ход занятия
Что мы видим вокруг себя? (Назвать как можно больше предметов).
Время, когда все предметы хорошо видны, называется ДЕНЬ.
Днем всегда светло.
Какой из листов бумаги соответствует понятию «день». Почему?
Подумаем, чем занимаются днем люди, животные?
Накладываем на белый лист бумаги изображения разных предметов: они хорошо заметны.
Что помогает нам их видеть?
Откуда берется свет?
Отгадайте загадку:
Подходить к дому стала- с неба солнце украла.
Что означает выражение «ночь украла солнце»?
Давайте представим, что день кончается, Солнышко устало светить, оно уходит, унося с собой свет.
Когда солнышко совсем спрячется, уйдет на отдых, тогда все люди и звери уснут. Наступит НОЧЬ,
Можем ли мы видеть ночью?
Рассмотрим темные предметы на фоне черной бумаги.
Хорошо ли они видны? (Сравнить с предметами на белом листе.)
Также и ночью многие предметы видны плохо.
Продуктивная деятельность
Рисование
Задачи:
учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, описывать его;
рисовать акварелью на влажной бумаге,
передавать мягкие переходы одного цвета в другой, способом тонирования листа бумаги, смешивания красок, рисование кистью по мокрой бумаге.
1. Тема «Небо при закате солнца»
2. Тема «Звездное небо»
3. Тема «Ясный день»
4. Тема «Как море с солнцем и ветром дружило»
5. Тема «Солнышко лучистое, почему ты прячешься» (оттиск печатками из картофеля)
6. Тема «Солнышко» (рисование ладошками)
Аппликация на тему: «Этот загадочный космос»
Задачи:
систематизировать знания детей о солнечной системе;
развивать детское творчество.
Лепка на тему: «Ракета к запуску готова»
Задачи:
активизировать фантазию и творческие способности;
закрепить такие понятия как скафандр, иллюминатор, космонавт;
развивать мелкую моторику.