Лилия Талачёва
Приложение к проекту «Осень золотая, а она какая?»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект экскурсии «Осенний парк»
Программное содержание:
1. Обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период «золотой осени»: Стоят теплые и ясные дни, но солнце светит и греет меньше, температура воздуха понижается;
2. Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных к этим изменениям
3. Развивать потребность передавать свои впечатления в образной речи.
4. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
ХОД
-Ребята! Куда мы с вами пришли? -(ответы детей)
Публикация «Приложение к проекту „Осень золотая, а она какая?“» размещена в разделах
-Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предлагаю вам поприветствовать парк. -(приветствие парка)
- Ребята, а вы знаете,что многие поэты писали стихотворения про осень, послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Осень»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к небу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора!
-Ребята, вспомните на что поход парк? -(ответы детей)
-Посмотрите внимательно и отметьте, какие изменения произошли с листьями деревьев, какого они стали цвета? -(ответы детей)
- Осенью листья желтеют и падают, деревья и кусты стоят голые. Сначала еще тепло, потом становится холодно, идут дожди. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. А какие еще признаки осени бывают? - (ответы детей)
-Как вы думаете, почему листья становятся желтыми? -(ответы детей)
-Ребята, обратите внимание: каких листьев больше на деревьях-зеленых или желтых? Почему? -(ответы детей)
-А давайте мы сейчас с вами сравним траву под деревьям и луговую траву.
Посмотрите на траву под деревьями? Что вы можете сказать о ней?-(ответы детей)
- А теперь обратите внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? Почему трава такая разная? Как вы думаете?- (ответы детей)
-Вы знаете, ребята, как называют листья, которые лежат на земле (листья называют «золотым ковром»)
-Ковром называют листья, потому что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые. А почему их назвали не просто ковром, а золотым ковром?-(ответы детей)
-Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? -(ответы детей)
-Почему осень золотая? -(ответы детей)
-Ребята, давайте с вами понаблюдаем за паданием листьев, послушаем их шелест, походим по опавшим листьям и послушаем шорох их под ногами. Посмотрите, как опадают листья?
-Ребята, как называется такое явление в природе, когда листья падают, падают, падают? -(ответы детей)
- А сейчас послушайте стихотворение Ф. Тютчева «Краски осени»
Осень краски взяла, начала рисовать
В старый лес забрела -и его не узнать
Пожелтел березняк, яркий клен заалел,
Золотистый пиджак старый ясень надел.
У рябин на весу гроздья ягод в огне
Красит осень в лесу, все подряд в октябре.
-Ребята, я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слышите?
-(ответы детей)
-Почему не видно и не слышно птиц? -(ответы детей)
-Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Что вас еще интересует? О чем вы хотите спросить (отвечаю на вопросы детей)
-Ребята, заканчивается наша экскурсия в парк. Каким вы увидели парк
«золотой осенью»? -(ответы детей)
-Мы прощаемся с парком. Вы увидели много интересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром осень называют «очей очарование».Еще раз обратите внимание на красоту парка и постарайтесь запомнить. В детском саду мы с вами, кто захочет, превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени», а сейчас, кто хочет, можете собрать букетики из опавших листьев.
"Беседа об осени"
Программное содержание:
•Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
•Формировать умение устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
•Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.
Предварительная работа:
• Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)
• Экскурсия в парк
• Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина
Ведущий. А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий. Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?
Дети. Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.
Ведущий. Почему это стихотворение грустное?
Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.
Ведущий. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)
Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)
Ведущий. Сколько месяцев в году?
Дети. 12 месяцев в году.
Ведущий. Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ведущий. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?
Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)
Ведущий. Как готовятся к зиме звери?
Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние.
У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
Ведущий. Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?
Дети. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.
Ведущий. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал. (Мелкие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки. (Пальцами изображают ушки)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (Пугливо оглядываются)
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтобы найти никто не смог. (Свернулся в клубок)
Пальчиковая игра «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Ведущий. Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
Дети. Листопадом.
Ведущий. «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
Ведущий. Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
• Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
• Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
• Паутина стелется по растениям – к теплу.
• Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
• Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Ведущий. Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
Дети. Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.
Ведущий. Какие улетают чуть позже?
Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.
Ведущий. Какие птицы улетают последними?
Дети. Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
Ведущий. Какие птицы летят в одиночку?
Дети. Сокол и кукушка.
Ведущий. Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?
Дети. Журавли летят клином.
Ведущий. Утки как летят?
Дети. Утки летят правым фронтом.
Ведущий. Как летят гуси?
Дети. Гуси летят косяком.
Ведущий. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети. Перелетными птицами.
Ведущий. А птиц, которые зимуют у нас?
Дети. Зимующие птицы.
Ведущий. В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?
Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.
Воспитатель. Чем занимаются люди в октябре?
Дети. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.
Ведущий. Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.
Физкультминутка «Снегирек»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок подул слегка,
Обсушил нам снегирька.
Ведущий. Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
Дети. «Ворота зимы», «предзимник»
Ведущий. Чем занимаются лесные жители в ноябре?
Дети. Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.
Ведущий. Какие работы у людей в ноябре?
Дети. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.
Ведущий. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?
Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.
Ведущий.
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню – зиму.
Осенние прогулки
Прогулка Наступила осень – листья пожелтели»
Цель:
• Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.
• Развитие внимания.
• Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Ход наблюдения.
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П. Молчанова.
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?.
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.
Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.
Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки. (осенние листья)
В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.
Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).
Прогулка «От воды туман»
Цель:
• Знакомство детей с осенним явлением: туман.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.
• Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.
Ход наблюдения.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом:
- Это туман.
- Какой он?
- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.
Потемнели ветви, из воды туман
Гонит тучи ветер из холодных стран.
В. Степанов
- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.
Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.
Рассказ ворона о тумане:
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный.
Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно.
Если туман прижмется к земле – жди солнца.
Ворон: Сегодня будет ясно.
(Дети наблюдают за растворением тумана).
Осень
Осень в белые туманы сад хоронит по утрам.
Ни дорожек, ни поляны – Ничего не видно нам.
Понапрасну, где-то с крыши кукарекает петух:
Осень будто и не слышит и туман как-будто глух!
Понапрасну лает в будке рассердившийся Буян
И не дует осень в дудки, и туман, как есть туман!
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом –
Осень к речке, старым ветлам подбирается бочком.
И туман снимает белый – Полотно за полотном:
Сад умытый, свежий, целый вновь мы видим за окном!
Е. Городецкий
Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.
Прогулка «Дождь и снег»
Цель:
• Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления (в октябре снег и дождь, хмурое небо).
• Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно.
• Обогащение словаря: октябрь.
Оборудование: модель конструктор (кружочки маленьких размеров из картона холодных тонов, часть кружков с прорисовкой снежинок).
Ход наблюдения.
- Что у нас над головой?
- Какое сегодня небо: ясное или пасмурное?
- Видно ли на небе солнце?
- Дует ли ветер?
- Холодная или теплая погода?
- Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках?
- Расскажите про пасмурную осеннюю погоду. (Дети слушают рассказ 1-2 детей).
Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу.
- На что похожи тучи?
Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами.
-У-у-у – воет ветер, гудит пароход.
- А вы, что представляете?
- Что несут тучи?
- Какой дождь осенью: крупный или мелкий, моросящий?
- Дождь теплый или холодный?
Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь.
Дети наблюдают за дождем со снегом, выкладывают модель дождя со снегом: сначала вверху стола выкладывается туча из маленьких кружков. На сигнал «дождь», дети передвигают отдельные капельки – кружки вниз; на слова «снег» - передвигают кружочки со снежинкой; на слова «дождь и снег» - выбирают 2 вида карточек.
Дождик
Дождик, дождик моросит осенний. Кружочки - капельки
Сеет дождик через сито дым серый.
Дождь художник: он рисует лужи, Выкладывают лужи из
И на трубах он играет не хуже дождинок
Вот и серый снег пошел, лег густо. Кружочки - снег
До чего же хорошо и грустно. Сугробы
Р. Сэф
В народе есть примета – если снег упал днем – он растает.
Прогулка «Где же солнышко?»
Цель:• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).
• Развитие внимания, речи.
• Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка – заяц.
Ход наблюдения.
К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.
Осенью
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет солнце не блестит,
Ветер в поле воет дождик моросит.
А. Плещеев
- Какая погода осенью: холодная или теплая?
- Когда бывает тепло?
- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?
- Протяните ладони: тепло ли вам?
Солнце не блестит, не яркое.
Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.
- Узнаем, теплое ли солнце?
На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.
ОКТЯБРЬ – грязник.
Почему его так называют?
Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым количеством лучей).
Прогулка «Наблюдение за листопадом»
Цели: учить определять признаки осени;
развивать наблюдательность;
воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.
Падают, падают листья,
В нашем саду — листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят
Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок —
Все уселись в кружок. Садятся на корточки, листочки держат над головой.
Ветер снова вдруг подул, Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели, Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели.
Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижные игры:
«Птицы в гнездышках».
Цели: — учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свое место».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки
Прогулка.
«Наблюдение за приметами золотой осени»
Ц
ль – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.
Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы. Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
Трудовая деятельность: вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.
Цели:
воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
прививать бережное отношение к природе.
Подвижные игры
«С кочки на кочку».
Цель: развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.
«Кролики»
ЦЕЛЬ: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование
Выносной материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.