Приложение МААМ

Народные игры для развития мелкой и общей моторики. Приложение 3 к проекту «Использование малых форм фольклора»

Елена Мунтян
Народные игры для развития мелкой и общей моторики. Приложение 3 к проекту «Использование малых форм фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Народные игры для развития мелкой и общей моторики

Игра «катание на карусели» (народная)

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие умения двигаться и останавливаться по сигналу, соотносить действия с сюжетом потешки, координации движений; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

форма работы: групповая.

форма занятия: игровая.

Публикация «Народные игры для развития мелкой и общей моторики, Приложение 3 к проекту „Использование малых форм фольклора“» размещена в разделах

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель объясняет суть игры: «Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле (Карусель медленно движется в правую сторону.)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряется.)

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали! (На слова «побежали» карусель меняет направление движения.)

Тише, тише, не спешите, (Темп движений постепенно замедляется.)

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два (пауза, (На этих словах все останавливаются.)

Вот и окончена игра. (Кланяются друг другу.)

Игра заканчивается тем, что дети хлопают в ладоши друг другу и разбегаются. Потом они снова собираются в круг, и игра начинается заново.

Правила игры.

1. Дети должны крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движений круг не обрывался.

2. Надо поворачиваться лицом в сторону движения «карусели».

3. Необходимо подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить слова.

Советы воспитателю: предварительно нужно хорошо выучить текст и научиться произносить его в соответствии с движениями. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей играть и выполнять игровые правила в коллективе.

Эту игру полезно проводить с детьми разных возрастов, где старщие могут опекать младших, а малыши - держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Воспитатель во время игры следит за тем, чтобы дети умели правильно двигаться по изображаемому кругу. Он также должен обратить их внимание на технику безопасности во время кружения карусели, смоделировать такую ситуацию, когда качели или карусель могут выйти из строя. Главное - быть внимательными собранным, обязательно соблюдать правила игры. Такие обучающие правила помогут им правильно вести себя на настоящей карусели.

Игра «и я» (народная)

Цели: развивающая, адаптационная, воспитательная.

Задачи: развитие у детей сообразительности, наблюдательности, логического мышления, внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: игровая в сочетании с элементами беседы.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова "и я", если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят, произносить их не надо (кто произнесет, тот заплатит фант)».

Воспитатель начинает: «Иду я однажды к реке.»

Дети: «и я».

- Рву цветы, ягоды.

- И я.

- По дороге попадается мне наседка с цыплятами. (Дети молчат.)

- Они клюют зернышки. (Дети молчат.)

- Гуляют на зеленой полянке.

- И я.

- Вдруг налетел коршун. (Дети молчат.)

- Цыплята и наседка испугались. (Дети молчат.)

- И убежали.

- И я.

Советы воспитателю: перерывы в игре вполне уместны, поскольку дают детям возможность отдохнуть и уточнить правила. Однако злоупотреблять такими паузами и затягивать их не следует. Важно акцентировать. внимание детей на том, что предложения в рассказе воспитателя можно добавлять только двумя словами - «и я». Со временем пусть дети сами придумывают рассказ.

Игра «бандероль»

Цели: развивающая, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие физической силы, ловкости и выносливости, памяти, правильности дикции, а также совершенствование координации движений.

Игровой материал и наглядные пособия: две картонные коробки, в которых находится некоторое количество любых детских игрушек, причем их количество, вес и размер должны соответствовать возрасту детей (чем младше ребенок, тем менее тяжелой должна быть предлагаемая коробка).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с элементами беседы.

Описание и приемы проведения игры. Игроки делятся на 2 команды, состоящие из неограниченного количества участников, в среднем их может быть от 5 до 10 в каждой. Они выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга, причем каждый игрок при этом смотрит в затылок своему соседу. Затем первые участники разворачиваются ко вторым лицом, и между ними происходит диалог следующего содержания:

- Здравствуйте! Можно ли у вас получить бандероль?

- Откуда она отправлена? Кто адресат? Кто отправитель?

- Из Караганды.

- Конечно, получите. Вот ваша бандероль.

Этот диалог представляет своего рода скороговорку, отрабатывающую произношение практически всех согласных и гласных звуков русского языка.

В процессе такого разговора картонная коробка, находящаяся в этот момент в руках первого игрока, передается им второму ребенку, после чего тот произносит и делает то же самое, адресуя теперь поклажу третьему по счету игроку. Так проделывается до тех пор пока шеренга не закончится. Затем те же самые действия воспроизводятся по направлению к первому игроку под то же самое звуковое и речевое оформление. Победившей считается та команда, которая проделает это более качественно и быстро по времени и наиболее четко, без ошибок и выразительно, не запинаясь, произнесет слова из предложенного выше диалога.

Если же участники одной из команд в процессе игры уронили коробку либо запутались в произносимом ими ролевом тексте, то они проиграли.

Советы воспитателю: перед началом игры целесообразно объяснить детям правила игры, порепетировать текст. Коробка не должна быть тяжелой.

Игра «коршун и наседка» (народная)

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие координации движений, быстроты, выносливости, внимания, умения действовать сообща; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие - цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу.

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- На что тебе иголочка?

- Мешочек сшить.

- На что тебе мешочек?

- Камешки класть.

- На что тебе камешки? _ В твоих деток кидать. _ За что?

- Они потоптали капусту у меня в огороде.

- А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

- Вот какая!

- Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

- А я их все-таки поймаю.

- Не дам тебе своих деток ловить!

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра окончится, когда поймана половина цыплят.

Правила игры.

1. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

2. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.

Советы воспитателю: всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимают участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и свой коршун.

Игра «хозяин и гуси» (народная)

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие физической силы и выносливости, внимания; выработка чувства товарищества и взаимовыручки; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. В игре принимают участие несколько детей. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные изображают гусей, хозяином которых является воспитатель. Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25-30 шагов. За одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы.

Игра начинается. Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга, и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да.

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит. Когда лиса схватит гусей (дотронется до них рукой, она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят.

Лис а. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» - говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем - потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя: «По-тя-нем» (2-3 раза). Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается заново.

Правила игры.

1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина: «Ну, летите!»

2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

4. Как только выручающие перетягивают лису (она делает шаг вперед, пойманные гуси считаются свободными и возвращаются к хозяину.

Советы воспитателю: поведение взрослых в этой игре должно служить примером для детей. Надо стараться провести игру динамично, весело, вызвать детей стремление выручить попавших в беду гусят, раскрыть им нравственный смысл совершаемых поступков.

Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы вытянуть лису, нужно доказать им, как сохранить равновесие во время перетягивания (расставлять широко ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить партнеру, стоящему впереди, на талию.) Если первый ребенок будет крепко держаться за взрослого, цепочка не развалится. Для того чтобы усилия всех детей были одновременными, воспитатель произносит сигнальное слово: «По-тя-нем». В конце игры, когда лиса будет побеждена, нужно подвести итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Игра «зимний хоровод»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие образного мышления/чувства ритма, умения согласовывать движения с текстом, эмоциональной сферы; выработка умения играть в коллективе, дружеских отношений.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая или парная.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Организация игры настолько проста, что играть в нее вдвоем или вчетвером малыши могут и без непосредственного участия взрослого, только под его общим наблюдением и руководством. Это способствует относительной самостоятельности детей и сближению их друг с другом. Но лучше играть всей группой вместе с воспитателем. Выполняя одинаковые движения хоровода, дети подражают взрослому.

От того, насколько красиво, выразительно движется воспитатель, зависит ход игры, а значит, и эстетические чувства, которые испытают дети.

Вот пришла зима-зима,

Зима-зимушка, зима.

Выпал беленький снежок. (2 раза) (Хоровод движется вправо.)

На дорожках снег лежит,

На деревьях снег висит.

(Поднимаются, показывают плавным движением рук, что они снежинки, медленно кружатся влево, потом вправо, слегка приседают, показывая, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях. Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крыши домов.)

Надо шубки надевать

И сапожки обувать,

Стало холодненько,

Ох, как холодненько! (2 раза) (Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натягивают сапожки. Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.)

Советы воспитателю: в дальнейшем можно разнообразить хороводные движения, не нарушая, конечно, их общего характера. Здесь открывается простор для творчества, фантазии, инициативы педагога. Хоровод заканчивается свободной пляской под ту же мелодию без текста.

Игра может проводиться как в помещении, так и на участке, под музыку или же пение ее участников.

«Игры с камешками»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.

Задачи: развитие моторики рук, мышления, быстроты реакции, ловкости.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские камешки или мячики для пинг-понга.

Форма работы: парная или индивидуальная.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Эту игру можно проводить как несколько упражнений.

Вариант 1. 5 камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

Вариант 2. 4 камешка ребенок рассыпает на столе, 1 - держит в руке. Затем подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит тот, который бросил вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола и старается поймать подкинутый. Если камешек пойман, то его перекладывают в левую руку. Выигрывает тот ребенок, который первым заканчивает игру.

Советы воспитателю: игру можно закончить по-разному: или когда один из играющих выполнит безошибочно все фигуры, или когда все игроки выполнят фигуры. Можно также использовать эти упражнения как физкульт-минутку.

Игра «блошки» (народная)

Цели: развивающая, познавательная, коррекционная.

Задачи: развитие мелкой моторики руки, умения управляться с битой; выработка сосредоточенности, внимания, усидчивости.

Игровой материал и наглядные пособия: «блошки» - пластмассовые кружочки диаметром 12-15 мм и толщиной 1-1,5 мм и биты -кружочки диаметром 20-25 мм; небольшая картонная коробка.

форма работы: парная или групповая.

форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Играющие садятся друг напротив друга за столом, у каждого по 5 «блошек» и по одной бите. Посередине стола ставится коробка, на расстоянии 15-20 см от нее играющие проводят линию кона, каждый со своей стороны. На линию кона ставят «блошек» и, нажимая краем биты на край «блошки», заставляют ее подпрыгивать вверх так, чтобы она попала в коробку. Если «блошка» попадет в коробку, то играющий получает право загонять следующую «блошку». Если же он промахнулся, игру начинает следующий ребенок.

Советы воспитателю: можно регулировать высоту и длину прыжка «блошки», нажимая битой на ее край с разной силой, или загонять не в коробку, а в центр стола на квадрат или круг, вырезанный из мягкой ткани или бумаги.

Публикации по теме:

Формирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклораФормирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклора .

Конспект проведения дидактической игры «Няканя. Куколка». Развитие мелкой моторики с использованием мордовского фольклора Цель игры: развивать мелкую моторику руки пальцев руки, сосредоточенность; воспитывать любовь и уважение к национальным традициям мордовского.

Фотоотчет «Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук дошкольников»Фотоотчет «Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук дошкольников» Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки.

Использование малых фольклорных форм в целях развития инициативы Использование малых фольклорных форм в целях развития инициативы Фольклор в переводе с английского означает – народная мудрость. «Начало.

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя.

Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики. Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики. Якушкина Т. И. Аннотация. В.

Конспект «Заучивание малых форм фольклора в второй младшей группе» тема-Заучивание потешки " Как у нашего кота. " цель: Развитие запоминания малых форм фольклора и обогащать словарный запас воспитанников.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных игр для развития мелкой моторики рук в детском саду» Цель:повышение педагогического мастерства педагогов в области физического развития детей раннего возраста. Задачи:1. Познакомить участников.

Музыкальные пляски и подвижные игры с использованием малых форм песенного фольклора для детей младшего дошкольного возраста Музыкальные пляски и подвижные игры с использованием малых форм песенного фольклора для детей младшего дошкольного возраста. (в методическую.

Совместная деятельность по развитию общей и мелкой моторики «Профессии» Профессии 1. Почтальон Ждёт письмо мой старший брат. Я журналу буду рад. Папа ждёт газету. Где же взять всё это? Принесёт нам это он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры для развития мелкой и общей моторики. Приложение 3 к проекту «Использование малых форм фольклора»
Опубликовано: 5 января 2017 в 20:39
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные игры для развития мелкой и общей моторики. Приложение 3 к проекту «Использование малых форм фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мунтян (УИ 74950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД