Екатерина Васильева
Приложение к проекту «Дикие животные». Литературный материал, пальчиковая гимнастика и игры
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение к проекту «Дикие животные» во второй младшей группе.
Материал подготовила : Васильева Е. К., воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Лесная сказка»
Пальчиковая гимнастика
Белка
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по столу)
Рвет с сосновых веток шишки.
(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
Публикация «Приложение к проекту „Дикие животные“, Литературный материал, пальчиковая гимнастика и игры» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Дикие животные. Проекты
- Дикие животные. Сказки, стихи, детская литература
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Темочки
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу) Голодная мышка
Мышка съела сыр и пышку,
Тыкву, рыбу, дыню, шишку,
Съела сливы и блины,
И сушеные грибы.
(загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка)
Целый день она жевала,
Но все мышке было мало!
(разводят руками)
Ежик топал по дорожке
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки) Животные зимой
Спят зимой барсук и ежик,
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних теплых дней.
(дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку)
Прыг-скок
Зайчик прыг, зайчик сок,
(показываем «зайку», сгибаем и разгибаем пальчики)
Спрятался он под кусток.
(кулачок обнимаем ладошкой, прячем)
Под кусточком — молчком,
(грозим пальчиком, чтобы сидел тихо)
Только ушки — торчком.
(показываем зайку)
Физкультминутки
Зайка
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз. Веселые зайчата
Ну-ка, дружно все присели, - (стоя по кругу, приседают на корточки)
Друг на друга поглядели. – (глядят друг на друга)
И похлопали в ладошки: - (хлопают в ладоши)
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайцев на макушке? - (ставят руки на голову, словно ушки)
Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок –(прыгают на месте)
Поскакали все в лесок. – (скачут врассыпную)
Мишка
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Загадки
Летом сер, зимою бел, По характеру несмел. По полянкам скачет ловко, Любит сочную морковку. (Заяц)
У меня роскошный хвост, А характер мой непрост — Я коварна и хитра. Глубоко моя нора. (Лиса)
Я оранжевый зверек, Шубка тёплая, как грелка, Хвостик мягкий, как пушок, Я — старательная … (Белка)
Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну (Волк)
Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога! (Лось) Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле. Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
Серый, страшный и зубастый Произвёл переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (Волк) Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да побежала. (Еж)
Из берлоги слышен храп — Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. (Медведь)
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)
Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (Заяц)
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (Лиса) В лесу жив
Считалки
Считалка про белку
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Стихи, потешки
«Белка»
Белка, белка расскажи
О чем задумалась в тиши.
Быть, может, ты забыла,
Где осенью орех зарыла?
Давай с тобою под сосной
Подумаем над твоей бедой.
А если это не беда?
И думаешь ты, сидя здесь одна,
Когда придет уже весна?
Когда ж она придет, когда?
Чтоб прыгать весело могла
Ты каждый день по веткам ели
И не думать о ночной метели. Потешка про белку
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, кому в зобок,
Кому в лапочку.
Лисёнок
Татьяна Лаврова
Хитрый, маленький Лисенок
Только вылез из пеленок,
Натворил немало дел:
У енота рыбку съел,
Барсуку набил он шишку,
Мишке разорвал штанишки,
Дернул зайчика за хвост
И волчонку щелкнул нос.
С хомяком затеял драку,
Испугался лишь собаку.
Невоспитанный ребенок
Этот маленький Лисёнок.
Пословицы, поговорки
Лиса
Волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Лисичка всегда сытей волка бывает.
Лисичка всегда сытней волка живет.
Лисой пройти – хитростью взять.
Кто в чин вошел лисой – тот править волком будет.
Кабы лиса не подоспела, то овца бы волка съела!
Белка
Белку ловить - только ножки отбить.
Медведя бояться - и от белки бежать.
Бояться волка, бегать и от белки.
Картотека игр «Дикие животные»
Логоритмические игры
Логоритмическая игра «Медведь».
Цель: развитие координации речи и движений, подражательности и творческого воображения.
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
И на елке — снег, снег, (Встают, потягиваются вверх.)
И под елкой — снег, снег. (Приседают.)
А по снегом спит медведь. (Идут по кругу на цыпочках.)
Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают указательный палец к губам.)
Логоритмическая игра «На водопой»
Цель: развитие координации речи с движением. ; подражательности, творческого воображения.
Зимним днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут друг за другом.)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой —косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Повернувшись лицом в круг, делают движения языком — «лакают».)
Логоритмическое упражнение «Я как белка в колесе».
Цель: упраажнять в координации речи с движениями.
Я как белка в колесе.
Прыгаю на месте, Чтобы было веселей,
Поскакали вместе. (Дети прыгают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыгают под счет 5 раз.)
Начал заинька скакать.
Прыгать серенький горазд
Он подпрыгнул десять раз. (Прыгают под счет 10)
«Белка».
Цель: упражнять в координацию речи с движениями.
Ели за окном стоя, (Дети потягиваются — руки поднимают вверх.)
В небо синее глядят.
Ветки в стороны торчат, (Потягиваются — руки вытягивают вперед.)
Белки на ветвях сидят. (Садятся в глубокое приседание на несколько секунд, потом встают)
Белки прыгают по елкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки:
Белки — ловкие малышки. (Прыгают.)
Мы под елками сидим
И на белочек глядим. (Приседают несколько раз.)
Логоритмическое упражнение «Ежик»
Цель: упражнять в координацию речи и движений.
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки сгибают в локтях, перед грудью, кисти рук опускают вниз. Ноги, слегка сгибают в коленях, делают мелкие частые шажки.)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
(«Собирают» ягодки — соединяют кончики пальцев.)
Если подкрадется полк
— Превратится еж в клубок.
Ощетинит еж иголки
— Не достанется он волку. (Сворачиваются на полу клубком.)
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (Встают и продолжают топать по дорожке).
Словесные игры
Подскажи словечко.
Цель: развитие речевого творчества.
Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это. (еж).
Сладкий мох искал весь день,
И жевал его. (олень).
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?. (Зайка.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто это?. (Лиса.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь — лесной. (медведь).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это?. (Олень.)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это. (рысь).
Пальчиковые игры
«Зайка и ушки».
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Дети сжимают пальчики в кулачок. Выставляют вверх указательный и средний пальцы и шевелят ими в стороны и вперед.)
Пальчиковая игра «Зайчик».
Зайка серый скачет ловко (Локтем опираются на стол.)
В лапках у него морковка. (Указательный и средний пальцы разводят в стороны, остальные сжимают в кулачок.)
«Разминаем пальчики»
Цель: развитие эмоций, творческого воображения.
Разминаем пальчики — раз, два, три. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Разминаем пальчики.
Ну-ка, посмотри! (Делают плавные движения руками.)
Вот бежит лисичка — раз, два, три.
Хитрая сестричка.
Ну-ка, посмотри! Поочередно выдвигают руки вперед.
Лепим, лепим личико — раз, два, три.
(Легко «пробегаются» пальчиками по лицу.)
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Хитрая лисичка — вот она! (Делают хитрое выражение лица.)
Рыжая лисичка хороша!
Назови дикое животное.
Воспитатель предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных.
• Лиса, волк, собака, заяц.
• Лошадь, корова, волк, коза.
• Белка, кошка, собака, кролик.
• Овца, олень, коза, кошка.
• Корова, медведь, собака, свинья.
Как зовут тебя, малыш?
Цель: образование существительных — названий детенышей диких животных.
Воспитатель предлагает помочь животным позвать своих малышей обедать:
— Лиса зовет: лисенок!
— Медведь. : медвежонок!
— Белка. : бельчонок!
— Волк. : волчонок!
— Заяц. : зайчонок!
— Олень…олененок!
— Еж…ежонок!
Угадай животное.
Задача детей по описанию внешности и погадок догадаться, о каком животном идет речь.
• Рыжая, хитрая, ловит зайцев. (Лиса.)
• Большой, косолапый, зимой спит в берлоге. (Медведь.)
• Трусливый, летом серый, а зимой белый; длинные уши, а хвост короткий. (Заяц.)
• Маленький, колючий, на иголках носит яблоки и грибы (еж)
Подвижно-дидактическая игра «Назови и покажи».
Цель: расширение и обогащение словаря.
Воспитатель называет глагол, дети подбирают существительное и имитируют движения.
• Крадется — лиса,
• прыгает —. ,
• переваливается —. ,
• пугается —. ,
• скачет —. ,
• выслеживает —.
Игра «Назови семью»
Цель: образование существительных — названий животных разного пола и возраста.
Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и назвать всех членов звериной семьи — и больших и маленьких.
• Папа — медведь, мама — медведица, детеныш (и) — медвежонок, медвежата.
• Папа — волк, мама — волчица, детеныш (и) — волчонок, волчата.
• Папа — заяц, мама — зайчиха, детеныш (и) — зайчонок, зайчата.
• Папа — еж, мама — ежиха, детеныш (и) — ежонок, ежата.
• Папа — лис, мама — лиса, детеныш (и) — лисенок, лисята.
• Папа — олень, мама — оле-ниха, детеныш (и) — олененок, оленята.
• Папа — лось, мама — лосиха, детеныш (и) — лосенок, лосята.
Подвижная игра «Замри!»
Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки. (Дети бегут врассыпную.)
Стали весело кружиться.
Стали звери веселиться. (Кружатся на носочках.)
Раз-прыжок, два —прыжок. (Прыгают на двух ногах.)
Замирай скорей, дружок! (Замирают в произвольной позе.)
Угадай животное.
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Рыжая, хитрая, ловит зайцев. (Лиса.)
- Большой, косолапый, зимой спит в берлоге. (Медведь.)
- Трусливый, летом серый, а зимой белый; длинные уши, а хвост короткий. (Заяц.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
«Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - (воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет).
«Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
«Кто где живет?»
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, учить формам предложного падежа существительных
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Ворона и снегирь в гнезде
Дятел в дупле.