Елена Делимова
Приложение к дополнительной общеразвивающей программе опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ «Почемучки»
▼ Скачать +Заказ
Перспективное планирование
опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет
№ Тема и источник Задачи Предметно-развивающая среда и материалы
ОКТЯБРЬ (ЧЕЛОВЕК)
1. Веселые человечки играют №1, с. 13
Познакомить со строением тела человека Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка, «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека
2 Нарисуй свой портрет №1, с. 14
Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей Фломастеры, зеркала маленькие, салфетки, кисти, клей
3 Починим игрушку №1, с. 14
Публикация «Приложение к дополнительной общеразвивающей программе опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ „Почемучки“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр., с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение) Образцы контура тела человека, изображение эмоциональных состояний человека, изображения причесок, одежда для девочек и мальчиков
4 Наши помощники №1, с. 15
Познакомить с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. «Чудесная коробочка» в которой находятся различные пахучие продукты, непрозрачный чайник с водой
Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление книжек «Береги свое здоровье»
НОЯБРЬ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ВОЗДУХ)
1. Что такое воздух №1, с. 6,8
Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве Полиэтиленовые пакеты, таз с водой, модель кораблика, горячая вода, термос, чайник
2 Игры с воздушным шариком и соломинкой №1, с. 6,7
Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара, трубочки для коктейля
3 «Поиграем с ветерком» №1, с. 7
Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер. Веры и султанчики, зеркала
4 Игры с мыльными пузырями и вертушками №1, с. 8
Научить пускать мыльные пузыри, обучать детей отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности Тарелка, стеклянная воронка, соломинка, стаканчики с мыльным раствором, вертушки
Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление вертушки в домашних условиях
ДЕКАБРЬ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ВОДА)
1. «Узнаем, какая вода» №1, с. 5
Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). Три одинаковые емкости, закрытые крышками, сахар, соль, стаканчики на каждого ребенка
2 «Свойства и качества воды»
Закреплять знания детей о свойствах воды Вода, молоко, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло, палочки
3 «Окрашивание воды» Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). Емкости с водой, краски, салфетки
4 Изготовление цветных льдинок №1, с. 5
Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде. Стаканчики, краска, емкости для размещения, формочки, веревочки
Итоговое мероприятие с участием родителей: создание родительских мини проектов «Волшебница вода»
ЯНВАРЬ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. СНЕГ)
1. «Снег, какой он?»
Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле, в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) Емкости и оборудование для исследования свойств снега
2 «Как из снега получить воду»
Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). Емкости для собирания снега, лупа, тарелочки на каждого ребенка
3 «Свойства льда»
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности. Емкости для проведения опытов со льдом
Итоговое мероприятие с участием родителей: привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке.
ФЕВРАЛЬ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. СВЕТ, ВЕС, ЗВУК, ТЕПЛОТА)
1. «Что в коробочке?» №1, с. 9
Познакомить детей со значением света, с источниками света, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Коробка с крышкой, в которой сделаны прорезь, фонарик, лампа
2 «Легкий - тяжелый» №1, с. 10
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. Различные предметы и игрушки, непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, с водой и травой, подбор символа («тяжелый», «легкий»)
3 «Что звучит?» «Музыка или шум» №1, с. 11
Научить определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку. Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан, музыкальные инструменты, пластиковые баночки с различными наполнителями (горох, пуговицы, вата и пр)
4 «Горячо-холодно» №1, с. 12
Научить детей определять температурные качества веществ и предметов. Емкости с водой разной температуры, ванночка, мелкие предметы из дерева, металла, стекла
Итоговое мероприятие с участием родителей: оформление фотовыставки «Юные фокусники»
МАРТ (РУКОТВОРНЫЙ МИР. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ)
1 «Бумага, ее качества и свойства»№1, с. 16
Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала
2 «Древесина, ее качества и свойства» №1, с. 17
Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества и свойства Деревянные предметы, емкость с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материалов
3 «Ткань, ее качества и свойства» №1, с. 17
Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства. Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3-х цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала
4 «Глина, ее качества и свойства» №1, с. 18
Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала
Итоговое мероприятие с участием родителей: организация выставки семейного творчества «Удивительное рядом» (поделки из бумаги, ткани, глины, природного материала)
АПРЕЛЬ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ПЕСОК, КАМНИ)
1 «Свойства песка»
Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого) Песок, вода, формочки, одноразовые тарелочки, ложки
2 «Пирожки для Мишки»
Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы. Поставки, фартуки, вода, песок, игрушки мелкие пластмассовые.
3 «Сравнение песка, почвы и глины»
Познакомить со свойствами песка, почвы и глины. Песок, глина, почва, игрушки из глины, комнатные растения, столик для проведения опытов с песком и водой.
4 «Разные камушки» Познакомить детей со свойствами камней (твердые, гладкие и острые, большие и маленькие и пр., представление о том, как можно использовать. Камни различной фактуры, величины, цвета и др.
Итоговое мероприятие с участием родителей: открытое занятие-игра «Путешествие в мир чудес»
МАЙ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА)
1 «Поиграем с солнышком»
Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). Большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка.
2 «Что в коробке»
Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Фонарик, свеча, лампа, коробка картонная, металлическая пластина.
3 «Волшебные дощечки» Учить детей определять с помощью пальцев форму, структуру поверхности Предметы с различной поверхностной структурой (гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, холодная, теплая и др.)
4 «Мы фокусники» Открытое мероприятие для родителей. Познакомить родителей с тем, чему дети научились за год. Материал, оборудование и пособия для проведения итогового открытого мероприятия (авторская разработка)
Литература.
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –