Наталья Егорова
Конспект интегрированной НОД «Приходи к нам осень в гости»
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательно-речевому развитию в средней группе
«Путешествие в осень»
Цель: Создание условий для успешного познавательного и речевого развития, закрепление и си-стематизация представлений детей о характерных признаках осени.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Приходи к нам осень в гости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Углублять и расширять знания детей об осени.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
Развивать диалогическую, связную речь, закреплять и расширять словарный запас детей.
Закреплять умение детей логично и последовательно рассказывать о приметах осени, акти-визировать имеющиеся знания и представления об этом времени года, закреплять названия осенних месяцев;
Упражнять детей в образовании относительных прилагательных, согласовании прилага-тельных с существительными;
Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам, свободно высказы-ваться, используя свои знания и навыки связной речи.
Закреплять умение детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать умение отстаивать свою точку зрения, делая выводы, умозаключения.
Содействовать развитию памяти, внимания, воображения.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, учить детей беречь её.
Формировать умение сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к их ошибкам.
Закладывать основы экологического воспитания.
Художественно-эстетическое развитие:
Обогащать эмоционально – чувственную и познавательную сферу детей через чтение сти-хотворений и слушание музыкальных произведений.
Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности.
Пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.
Планируемые результаты НОД:
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
Ребенок различает условную и реальную ситуации, ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями;
Ребенок обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной ре-чью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации обще-ния.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной де-ятельности;
Познавательные – выделять существенные связи объектов окружающего мира и подбирать подходящие пословицы и поговорки;
Регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Личностные – умеет эмоционально реагировать на литературные и музыкальные произве-дения, красоту природы осенью.
Материал и оборудование: иллюстрации осеннего пейзажа, аудиозапись музыкальных произве-дений, кленовые и дубовые листья, овощи и фрукты, таз с водой, краски, ватные палочки, стакан-чики для воды, салфетки, нарисованная картина березовой рощи.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, экскурсия в осенний парк.
Заучивание стихотворений про осень, чтение и обсуждение художественных произведе-ний про осень.
Создание дидактического альбома «Наш гербарий»
Рассматривание и изучение картин разных художников с изображением осени.
Беседы о важности подготовки людей животных и птиц к наступающей зиме.
Загадывание загадок и разучивание физкультминуток, пальчиковой гимнастики об осени,
Совместное ведение календаря погоды;
Раскрашивание и рисование на тему «Осень».
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, экспериментальная деятельность, дыха-тельная гимнастика, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Работа с родителями: оформление выставки совместных рисунков и поделок «Осень золотая».
Этапы совместной деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Организационный этап. Цель: введение в тему совместной деятельности, создание положительного настроя, пробуждение интереса к совместной деятельности (5 минут).
Целеполагание.
Пальчиковая гим-настика.
Вхождение.
Малоподвижная игра «Осенние ли-стья». Дети играют на ковре. Ребята, я вас очень рада всех видеть. Какое у вас настроение? Я хочу пригласить вас в путешествие. Но прежде, отгадайте загадку. Слушай-те внимательно!
Пусто в поле, дождь идет, ветерок срывает листья.
С севера туман ползет,
Птицы движутся на юг, чуть крылом касаясь сосен,
Догадайся, милый друг, что за время года?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется
Это время года… (осенью зовется)
Ребята, а какое сейчас время года?
Правильно, сейчас осень.
Ребята, а вы знаете стихи про осень?
Кто хочет рассказать нам стихотворение?
Очень хорошо! Так вот какая осень в наших стихах – и художница, и щедрая, и золотая, и разноцветная. Так вот я предлагаю вам совершить путешествие в осень и увидеть её во всем ее очаровании?
Но прежде, чем мы с вами отправимся в путешествие, предлагаю размять наши пальчики, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три четыре, пять,
Будем листья собирать…
А теперь представьте, что вы летние зеленые листочки, которые весело танцуют и играют. Покажите.
Воспитатель предлагает превратиться в осенние ли-сточки.
Листья осенние тихо кружатся,
Дети легко кружатся на носочках.
Листья нам под ноги ти-хо ложатся.
Дети плавно приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Сидя взмахивают рука-ми.
Будто опять закружиться хотят.
Плавно поднимаются, кружатся.
Вот мы с вами вместе с осенними листочками попали в осень.
Воспитатель: Ну что, начнем наше путешествие?
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети (по желанию) рассказывают стихи про осень.
Ответы детей.
Дети вместе с вос-питателем делают пальчиковую гим-настику.
Дети имитируют движения веселых летних листочков.
Дети повторяют движения в соответ-ствии с текстом сти-хотворения.
Ответы детей.
Основной этап. Цель: систематизация и закрепление накопленных знаний, получение новых знаний (20 минут) Цель: проявление познавательной и ре-чевой активности, эмоционального от-клика.
Систематизация и закрепление зна-ний.
Малоподвижная игра «Овощи на грядке, фрукты на деревьях».
Чтение рассказа «Разноцветные ко-раблики».
Эксперименталь-ная деятельность.
Познавательная деятельность.
Музыкальная ди-намическая пауза.
Дидактическая иг-ра «СОН». Смотрите, мы с вами попали на выставку осенних кар-тин. Я предлагаю вам подойти выставке картин. Отга-дайте загадку:
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел?
Как вы думаете, какой месяц изображен на картинках?
Верно, а как вы догадались, что здесь изображен сен-тябрь?
Вы очень наблюдательные, конечно, ребята, в сентябре дети идут в школу, мы собираем урожай овощей и фруктов, на деревьях листочки желтеют, мы наслажда-емся последними солнечными деньками. А теперь са-дитесь на стульчики, закройте глазки и представьте, чем может пахнуть осень в сентябре?
Ребята, смотрите, какая у нас есть корзинка! А что это в ней?
Конечно, это овощи и фрукты. Но, посмотрите, у нас овощи перемешались с фруктами. Хранить овощи надо отдельно от фруктов. Давайте сыграем в одну игру.
А что мы можем приготовить из овощей?
А из фруктов?
Да, из фруктов мы можем сварить компот, варенье, а из овощей приготовить салат, сварить суп.
Вот какой щедрый сентябрь. В народе сентябрь зовут «запевалой осени» и «златоцветом». В начале выдают-ся теплые солнечные деньки. Такие дни называют «ба-бьим летом». Ребята, а как называется осень в сентяб-ре?
Молодцы. Ребята, я предлагаю вам снова пройти на нашу выставку картин.
Ушел незаметно сентябрь,
Поблекла небесная синь.
За окнами бродит октябрь
Средь голых берез и осин.
О каком месяце говорится в этом стихотворении?
Конечно, об октябре. Посмотрите на картины и поду-майте, какие изменения в природе произошли в октяб-ре.
Загрустили снова расписные клены,
Грустно расставаться с листиком резным,
Ведь совсем недавно был еще зеленым,
А потом багряным, стал и золотым!
Обратите внимание: уже все деревья надели осенний наряд. Какого цвета листва на деревьях?
Ребята, а как вы думаете, как называют осень в октяб-ре?
Повязала осень пестрый фартук
И ведерко с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку
Листья позолотой обвела.
Верно, золотая осень. В старину этот месяц называли листопадником. Желтые и золотые цвета создают ра-достную, светлую картину осени. Художники расска-зали нам о красоте осени кистью и красками. А писа-тели красивыми словами. Хотите послушать…
Тогда садитесь удобнее и слушайте внимательно отры-вок из рассказа Д. Н. Кайгородовой «Разноцветные ко-раблики».
Воспитатель читает отрывок:
«Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных кораб-ликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораб-лик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».
Вы догадались, что за кораблики плавают в пруду?
А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас на пруд (ём-кость с водой, в котором плавают листья). Посмотрите, какие кораблики у нас в пруду плавают. А давайте мы на них тихонечко подуем, и они поплывут по пруду.
Ребята, как вы думаете, что будут делать листочки, ес-ли мы их подбросим вверх?
А как это явление называется, когда с деревьев опадает листва?
Хотите устроить листопад? Давайте подбросим наши листики вверх.
Ребята, сейчас подует ветер и понесет листочки к нашей выставке картин.
Воспитатель имитирует ветер, дети подходят к выстав-ке.
Воспитатель читает стихотворение-загадку:
Поле черно – белым стало:
Падает то дождь, то снег.
И еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц – подскажи?
Ребята, какой осенний месяц наступил?
Молодцы, ребята! Действительно, наступил ноябрь - последний осенний месяц. Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в са-мом конце осени называется предзимьем или «сереб-ряной осенью». Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. Звери готовятся к зиме: делают за-пасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Природа затихает, замирает, ожидая, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузнецы: шишки клюют, жи-рок куют, потому что у клестов в самый мороз появят-ся птенцы.
Ребята, а как называют осень в ноябре?
Правильно, эту пору называют «поздней осенью». В народе говорят: «Пришла осень, принесла погод во-семь». Ребята, как вы понимаете это выражение?
Это значит, что в течение дня погода может несколько раз поменяться. То идет снег, его сменяет солнышко и голубое небо, то вдруг все затянет тучами, и пойдет проливной дождь.
Осень – это не только чудная пора, но и пора болезней. Но мы то с вами здоровые, потому что делаем зарядку и занимаемся физкультурой. Предлагаю Вам отдохнуть и сделать зарядку.
Ребята, а как вы думаете, почему осень в ноябре такая грустная?
Молодцы. Посмотрите, у меня есть разные буквы. Наверное, из них можно составить слово. Давайте вспомним, как называются осенние месяцы? С какой буквы начинаются осенние месяцы? У нас получилось слово «сон».
Сама осень говорит нам о том, что природа засыпает, чтобы после зимы проснуться и встретить какое время года?
Ответы детей (на картине изображен осенний месяц сен-тябрь).
Ответы детей (дети идут в школу, люди собирают урожай овощей и фруктов).
Ответы детей. (Осень может пах-нуть грибами, яго-дами, овощами, фруктами, листья-ми).
Ответы детей. (В корзине лежат фрук-ты, овощи).
Дети играют в ма-лоподвижную игру «Овощи на грядке, фрукты на деревь-ях».
Ответы детей (Из овощей мы можем приготовить, а из фруктов).
Ответы детей (Осень в сентябре называется ранней).
Ответы детей (В этом стихотворении говорится об октяб-ре).
Ответы детей (Ли-стья на деревьях окрасились в разные цвета и опадают).
Ответы детей. (Осе-нью листья у дере-вьев разноцветные - желтые, красные, оранжевые, корич-невые).
Ответы детей. (Осень в октябре называют золотой).
Дети слушают рас-сказ воспитателя.
Ответы детей (Это осенние листочки).
Дети дуют на ли-сточки.
Ответы детей (Они будут кружиться и падать).
Ответы детей (Это явление называется листопадом).
Дети подбрасывают листочки, затем их поднимают и снова подбрасывают.
Ответы детей (Наступил ноябрь месяц).
Ответы детей (Осень в ноябре называют поздней).
Ответы детей.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Ответы детей (По-тому что природа готовится к зиме, она засыпает).
Дети отвечают на вопросы и находят нужную букву. Вме-сте с воспитателем составляют слово «сон».
Ответы детей.
Заключительный этап. Цель: определить эмоциональное состояние детей,
их отношение к путешествию (5 минут)
Возвращение.
Продуктивная дея-тельность.
Рефлексия. Молодцы! Вот какая осень – волшебница и художни-ца! Вот наше путешествие и закончилось, но не закон-чилась осень. Поэтому мы останемся в этом времени года.
Ребята, а вы хотите стать художниками? Закройте гла-за, (дети закрывают глаза, звучит спокойная осенняя музыка). Постарайтесь придумать красивую осень. Представьте разноцветную листву садов и парков, ве-тер, который кружит опавшие листья, желтые красави-цы березки, красные осины, оранжевые клены, корич-невые дубы.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя
Прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Подойдите, пожалуйста, к столу. Я предлагаю вам нарисовать осеннюю березовую рощу. Но мы будем рисовать не кисточками, а ватными палочками разно-цветные листочки.
Посмотрите, какая великолепная роща у вас получил-ся! Холодной зимой она будет напоминать нам о пре-красной осенней поре.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? О чем мы с вами сегодня говорили? Как мы называем осень? Ка-кие приметы осени вы знаете? Какое у вас настроение? Что вам понравилось больше всего?
Я предлагаю ребятам, которым понравилось наше пу-тешествие, собрать в корзину листочки, а кому не по-нравилось – грибочки.
Ответы детей.
Дети ватными па-лочками рисуют разноцветные ли-стья на березах.