Калинина Ольга
Конспект занятия «Я и мой ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско – родительских отношений.
Задачи:
Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе вос-питания.
Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.
ХОД:
1. «Оргмомент, психонастрой».
«Здравствуйте, дорогие родители! С глубокой радостью приветствую вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Сегодня мы собрались здесь, чтобы погрузиться в увлекательное и познавательное путешествие, направленное на то, чтобы лучше узнать и понять наших детей. Это время, когда мы сможем раскрыть тайны их мыслей и чувств, научиться слышать их, и поддерживать их на пути к самопознанию и развитию. Надеюсь, что этот общий труд укрепит нашу связь и даст возможность каждому из нас стать чуткими и мудрыми проводниками в жизни наших маленьких сокровищ. Давайте откроем сердца для общения и созидания, чтобы создать атмосферу доверия и понимания. Впереди нас ждет много интересного и важного!»
2. «Правила работы в группе».
Активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему.
3. Упражнение «У кого…».
Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребен-ком;
• те, у кого дома есть кошка (собака);
• те, кто любит ходить в кино;
• те, у кого один ребенок;
• те, кто любит танцевать;
• те, у кого в семье есть мальчик и девочка;
• те, у кого двое детей (трое);
• у кого хорошие отношения с детьми.
4. Упражнение «Губка»
Эксперимент. Прозрачная ёмкость, полная воды. Это – мы, родители. В каждом из нас скрыто нечто благородное, чем мы готовы гордиться (добавляем в воду яркую краску, и нечто плохое, о чем говорить вовсе не хочется (добавляем темную краску). Смешиваются наши качества, образуя многослойный калейдоскоп. Губка — это наш ребенок. Мы опускаем её в это волшебное зелье, и она впитывает всё вокруг — и свет, и тень. Этот процесс — живое отражение нашей родительской сущности: мы дарим ему свои цвета, как яркие, так и мрачные, формируя его уникальное Я. Каждое наше действие, каждое сказанное слово и непроговоренное чувство оставляет след в этом водовороте. Ребенок, как губка, охватывает мир, вбирая в себя нашу сущность, и лишь со временем научится различать, что из этого богатства ему по-настоящему нужно.
5. Упражнение «Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического про-странства семейных отношений.
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, ды-моход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духов-ная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с ми-ром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
6. Упражнение «Пойми меня».
Ребенок говорит Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.
Ребенок говорит Ребенок чувствует
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.
Ребенок говорит Ребенок чувствует
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.
Ребенок говорит Ребенок чувствует
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность.
Ребенок говорит Ребенок чувствует
Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, ощущение покину-тости.
Ребенок говорит Ребенок чувствует
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, ра-дость.
Как можно исправить негативные высказывания, подбодрить ребенка?
7. Мини – лекция психолога «Принцип безусловного принятия»
Выполняя упражнения, вы, вероятно, осознали, что поведение ребёнка является отражением вашего общения с ним и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать его таким, какой он есть. Принятие ребёнка — это не просто любовь к его красоте, уму или способностям; это безусловная любовь за то, что он просто существует! К сожалению, часто можно услышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, тогда я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока не уберёшься, не перестанешь драться, не начнёшь слушаться».
В этих словах ребёнку сигнализируют, что его принимают лишь при оп-ределённых условиях. Такое условное и оценочное отношение — характерная черта нашей культуры, которое проникает в сознание детей. Удовлетворение потребности в любви и принадлежности — одна из самых фундаментальных потребностей ребёнка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете, что он вам дорог, нужен и важен. Эти теплые слова и прикосновения создают атмосферу любви: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься».
Знаменитый семейный терапевт Вирджиния Сатир призывала обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия являются жизненно необходимыми для любого человека, в то время как для душевного благополучия требуется не меньше восьми объятий ежедневно. Эта истина касается не только детей, но и взрослых, которые, как и малыши, испытывают в жизни потребность в тепле и близости. Объятия — это не просто жест, это невидимая нить, соединяющая сердца, дарующая уют и поддержку, способная исцелить даже самые глубокие раны. Каждое объятие, словно ласковый ветер, наполняет душу любовью и облегчает бремя существования, позволяя нам напоминать друг другу о важности взаимопонимания и заботы. В мире, полном вызовов, что может быть прекраснее простого, но столь мощного акта — обнять, приобнять и сказать: «Ты не одинок».
Говорят, что руку ребенка следует держать до тех пор, пока он сам не захочет её отнять. Он должен ощущать, что его родители всегда готовы понять и принять его, независимо от того, что с ним происходит. В противном случае, если юное сердце не получает таинственных знаков этого безусловного принятия, в жизни малыша могут перерасти в глубокие эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а порой и в нервно-психические расстройства.
Безусловно, такие знаки всепрощения необходимы ребенку, как воздух и свет — для его эмоционального питания, поддерживая психологическое развитие. Если таких знаков не хватает, в его душе возникают тревожные отклики — эмоциональные недомогания и неразбериха чувств.
Можно выразить недовольство отдельными поступками ребенка, но не осуждать его как личность. Необходимо критиковать действия, но никогда не затрагивать его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни казались.
8. Упражнение «Письмо о счастье» (3 – 5 минут).
Наша цель — воспитать сияющего, счастливого ребенка. Кто же такой этот счастливый малыш? И кто является эффективным родителем? Ответы на эти важнейшие вопросы мы постараемся найти, объединяясь в группы.
Инструкция: родители делятся на две команды.
Первая команда — «ДЕТИ»: «Представьте себе, что вы — дети. Вам предлагается написать письмо своим родителям, в котором изложите, что необходимо для вашего счастья».
Вторая команда — «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, в котором расскажете, что нужно для счастья родителей».
Так, через творческий обмен мыслями, мы сможем погрузиться в мир детских мечтаний и родительских забот, обогащая взаимопонимание и создавая крепкие мосты между поколениями
Обсуждение:
Самые значительные наставники в жизни ребенка – это его родители. Родительский дом является первой школой, в которой закладываются основы понимания мира. Семья оказывает глубокое влияние на то, что станет важным для ребенка, формируя его систему ценностей и ориентиры в жизни. Сколько бы лет ни прошло, человек неизменно обращается к опыту, накопленному в детстве, к воспоминаниям о семейной жизни: «чему меня учили отец и мать». Эти уроки становятся путеводными звездами в зрелом возрасте, определяя выбор и приоритеты, которые будут влиять на его путь. Воспитанные в атмосфере любви и поддержки, дети учатся ценить глубокие связи и моральные принципы, которые останутся с ними навсегда. В этом семейном кругу кристаллизуется не только их понимание справедливости, доброты и уважения, но и готовность передать эти ценности следующим поколениям, создавая тем самым бесконечный круг влияния.
9. «Психологическая зарядка» (методика энергопластики).
• Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, а потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
• Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!»
• Руки в стороны, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, так, как надо!»
• Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повто-рить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
• Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается!»
10. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».
Родителям в кругу предлагается произнести фразу: «Я хороший родитель, потому что…», выделяя положительные аспекты воспитания своего ребенка. Наша встреча раскрыла перед нами, какими вы являетесь: умелыми, находчивыми, активными и заботливыми родителями. В каждой ситуации вы находите правильное решение, никогда не уступая место сомнениям, и неизменно сохраняете в себе любовь, улыбку и терпение.
Позвольте мне рассказать притчу о вас — матерях, о самых дорогих и значимых людях в жизни ваших деток. Ваша преданность и внимательность, словно огонь, согревают сердца ваших детей, даря им уверенность и радость. Вы — нежные хранительницы их мечтаний, опоры в бурях. И, произнося свои слова, вы вплетаете в ткань их жизни незримые нити любви и заботы, создавая прочную связь, основанную на доверии и тепле. Вы — настоящие творцы, способные превращать каждое мгновение в бесценное сокровище.
11. Рефлексия.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие.
Возможные вопросы для рефлексии:
• Что нового вы обрели на этом пути?
• Какие мечты и устремления вы бы пожелали себе?
• Что именно запало в душу больше всего?
• А что оказалось сложным и не удалось осуществить? Как вы считаете, в чем причина?
• Как вы намерены воплотить свои достижения в жизнь?