Прудникова Екатерина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Звуко-буквенный анализ как профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуко-буквенный анализ как профилактика дисграфии
Русское письмо является звуко-буквенным (фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.
Для подготовки детей к овладению письменной речью педагогу потребуются такие средства, которые могли бы зафиксировать у них звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Для этого, на занятиях по профилактике дисграфии, стоит использовать разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.
В качестве такой модели рекомендуется использовать пособия: «Звуковая линейка», «Звуковая птичка», «Звуковой домик». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обычно такие пособия изготавливают самостоятельно: полоска бумаги, разделена на 3 сектора, которые обозначают три части слова: 1 — начало слова, 2 — середина слова, 3 — конец слова.
Линейка проста в использовании. Например: изучая звук [C], надо предложить детям определить место звука в слове, дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C]». Обращаю ваше внимание именно на такую инструкцию, так как часто педагоги произносят следующую инструкцию: «В каком месте слова стоит звук [C]». Это фраза не приемлема по отношению к звуку, поскольку он слышится, а стоять в слове может буква.
Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и переставляют фишку в нужное место.
Чтобы ребёнок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.
Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс профилактики дисграфии, подготавливая дошкольников к обучению грамоте:
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать (воспринимать, различать и дифференцировать (отличать) звуки родного языка;
• готовность к звуко - буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие;
• формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками слогового чтения.