Марина Остапчук
Приемы логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:
1. Показ и название нового предмета и его признаков или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница – хлеб; сахарница – посуда, в которой находится сахар; чайник – посуда в которой кипятят чай и т. д.)
3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом тот, который выше всех других домов).
4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («этот забор высокий или низкий?», а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию.
5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам.
6. Подстановка слов в предложения.
7. Группировка предметов с названием по разным признаком:
- по наглядному признаку
- по наглядной ситуации.
8. Прием «Четвертый лишний» (начинать работу рекомендуется с семантически далеких слов).
9. Прием определения понятий (по алгоритму рассказать о предмете).
10. Отгадывание загадок (ответом детей должны быть изучаемые слова).
11. Придумывание детьми загадок с использованием изученных слов.
12. Логопедические игры ( Например: «кто так передвигается?», «кто как голос подает?», «кто, как ест?», «кто что делает?» и др.).
13. Дополнение стихотворений словом.
14. Заучивание стихотворений, содержащих новые слова.
15. Пересказ короткого текста (с помощью картинок и без их помощи).
16. Составление сюжетных и описательных рассказов о предметах, по картинкам из опыта, по представлению.
17. Игры – драматизации с употреблением новых слов.
18. Составление предложений по опорным словам.
Различные задания предлагаются для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.