ИринаVIK
Оздоровительные игры для коррекции и профилактики нарушений здоровья детей в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 159.95
ББК88.414
И. Л. Ермолаева
МАДОУ г. Мурманскa № 32,
Россия
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Аннотация. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. В статье представлены ежедневные игры, которые способствуют коррекции и профилактике тех или иных нарушений здоровья в условиях дошкольного учреждения. Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей.
Публикация «Оздоровительные игры для коррекции и профилактики нарушений здоровья детей в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
Ключевые слова: коррекционные игры, профилактика, здоровье, органы дыхания, зрения, опорно – двигательный аппарат, упражнения.
I.L .Еrmolayeva
MАDOY q. Murmanska № 32 ,
Russia
GAMES FOR HEALTH
Annotation. Currently, the problem of prevention and correction of deviations in the health status of children has become particularly relevant. The article presents the daily games that contribute to the correction and prevention of various health disorders in a preschool. Formation of a conscious attitude to health and a healthy lifestyle among children.
Keywords : correctional game, prevention, health, respiratory, vision, support - locomotion, exercises.
На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образование - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Решение данной задачи становиться невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.
Поэтому главными, актуальными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются :
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей двигательной активности;
- воспитание потребности к здоровому образу жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств воспитания.
Здоровье – великое благо и важное условие, определяющее возможность полноценного физического и психического развития детей. Недаром народная мудрость гласит «Здоровье - всему голова!»
В настоящее время отмечается ухудшение в состоянии здоровья дошкольников, что ограничивает физический и психический потенциал будущего поколения. Наиболее распространены заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, общее моторное отставание.
В силу объективных причин уменьшается мышечная нагрузка детского организма: современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, посещение кружков, поэтому не остается времени на подвижные игры и прогулки. А ведь именно в процессе игры, взаимодействуя друг с другом, дети познают окружающий мир, реализуют свои физические потребности, развивают свою эмоциональную сферу, приобщаются к народной культуре.
Игра занимает важнейшее место в жизни малышей. Упражнения, наполненные оздоровительным содержанием, объединённые игровым сюжетом, имеют огромное преимущество: интерес и желание детей выполнять их снова и снова. Разнообразие игр, которые лечат, очень широко. Игра для здоровья детей имеет колоссальное значение, также и для эмоционально – психического развития. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Большой оздоровительный эффект оказывают игра на свежем воздухе, которая включает различные физические упражнения.
Сам ребёнок должен знать и понимать. Что главные факторы, помогающие сохранить и укрепить здоровье, – солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться.
Я подобрала увлекательные и в тоже время эффективные с точки зрения оздоровления и профилактики игры и упражнения. Данную работу провожу систематически, совместно с родителями дошкольников. Коррекционные упражнения, динамические часы и паузы, которые я использую ежедневно в разных видах деятельности. Они доступны и интересны малышам. Игровая форма помогает установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
Упражнения по профилактике и коррекции заболевания органов зрения.
Упражнение по сортировке и нанизыванию бус – ребёнку дается задание выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зелёные, синие. Данное упражнение эффективно для повышения остроты зрения, развитию мелкой моторики рук, скоординированных действий рук, способствует формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
Упражнение для активации работы мышц глаз – способствует снятию утомления, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Фиксация взгляда прямо перед собой, на кончике указательного пальца, на носках левой и правой ноги, на правом и левом углу комнаты, на вершинах деревьев за окном. По 2-3 секунды, с повтором упражнения 4-5 раз.
Упражнение на фиксацию взгляда (разработано академиком В. П. Филатовым) – способствует развитию конвергенции, выработке бинокулярного зрения, координированной работе зрительного и двигательного анализаторов.
Тренажёры «Бабочка», «Маршруты для глаз» (офтальмотренажёр В. Ф. Базарного) - способствуют развитию восприятия и зрительно – двигательной моторной координации зрения, профилактике близорукости.
Упражнения, способствующие развитию общей и мелкой моторики.
«Передай мяч, ракетку, клюшку» - над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, и другие.
«Барабан» - наклонись к ракетке, клюшке, мячу, лежащим на полу, побарабань пальцами, выпрямись.
«Забей мячик в ворота» - щелчком пальцев рук загнать мячик для пин - понга в ворота.
«Удержи мячик!» - удерживать мячик двумя пальцами рук с их сменой.
Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамический паузы, на которых мы развиваем быстроту, ловкость, координационные способности, игровые действия с ракетками, битами, мячами разного диаметра.
Упражнения по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата.
Большое значение для формирования правильной осанки и развития двигательных навыков имеет развитие стопы. Предупреждение плоскостопия, которые может вызвать изменения не только в скелете стопы и ноги, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работу всего организма. Предупредить заболевание можно путём упражнений, цель которых – развитие и укрепление мышц спины, груди, стоп и голени.
«Ловись рыбка». Руки положить вдоль туловища, правый носок оттянуть на себя. Согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п. То же выполнить левой ногой.
«Строим норку». Лежа на животе, пальцы рук сложить под подбородком, стопы поставит на носки. Слегка сгибая колени, пальцами ног «отгребать песок назад».
«Как стена». Дети под музыку свободно двигаются, по сигналу бегут к стене, занимают правильную позу. Ровную. Как стена. Плотно касаясь лопатками, пятками и ягодицами.
«Волк во рву» - чертиться две линии или два круга (один в другом). У детей на головах мешочки с песком или для усложнения пластмассовые кубики. По сигналу дети идут к противоположенной линии или пересекают ров. Водящий может «осалить» только того, у кого упал «груз».
«Кошка на прогулке» - положение детей колено – кистевое (на четвереньках). Расставить несколько ориентиров, обозначив их как приятное и не приятное для кошки (собака, блюдце с молоком, мясо, огурец). Дети ползают на четвереньках до ориентира и принимают позу – кошка сердитая (спину выгнуть вверх, голова опускается между рук) или кошка добрая (голову поднять спину прогнуть вниз).
«Лыжники». В руках две палки, кисти на уровне плеч. Выполняется ходьба, имитирующая передвижение лыжника. Выполняется произвольно или кто быстрее дойдет до финиша правильно.
«Японское приветствие» (работают грудные мышцы) : ладони обеих рук сложены вместе на уровне грудных мышц; осуществляем давление ладонями в течении 10 секунд (плавно начинаем, плавно опускаем); далее отводим руки назад через стороны и выполняем несколько пружинистых движений руками навстречу друг другу.
«Замок» (работают мышцы спины) : сидя или стоя; ладони обеих рук сцепить перед собой в замок; в течение 10 секунд осуществлять растягивание, как бы мы хотим разорвать «замок» обхватываем себя руками (обнять, растягиваем мышцы спины.
Дыхание – одна из важнейших функций человеческого организма, которая осуществляет основной газообмен, питание нервных и мышечных клеток кислородом, выведения наружу углекислого газа. Важно научить детей правильно дышать.
Упражнения по профилактике заболеваний органов дыхания.
Комплекс общей дыхательной гимнастики «Мы строим дом»
«Поднимаем кирпичи». И. п. : ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. Выполнение:1-вдох, 2-наклон туловища вперёд, пальцы в кулак («Ух!», 3-вдох, 4- вернуться в и. п.
«Кладём раствор». И. п. : ноги врозь, руки на поясе, локти назад. Выполнение: 1- вдох, 2-3 – выдох, поворот туловища вправо (влево, мах правой (левой) рукой, назад, вперед («раз», 4 – и. п.
«Белим потолок». И. п. ноги врозь, руки опущены. Выполнение: 1- вдох – поднять правую руку, вверх – назад, 2-выдох – опустить, 3- вдох, поднять левую руку, вверх – назад, 4 – выдох, опустить.
«Наклеиваем обои». И. п. : основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1-вдох, 2- выдох- подняться на носки, прямые руки вверх, 3- вдох, 4 – выдох, вернуться в и. п.
«Красим полы» - и. п. : стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в руках. Выполнение: 1- вдох, 2- туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь «Жик», 3- вдох, 4- выдох, вернуться в и. п.
Все предложенные оздоровительные игры и упражнения можно использовать комплексно, так и индивидуально в течение всего дня. Главное их назначение направленно на психофизическое развитие, оздоровление и профилактику заболеваний детского организма. Игра, которая захватывает воображение детей, развивает их творческие способности, и в тоже время тренируется не только их тело, но и психика.
Список использованной литературы:
1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. -М. : ТЦ Сфера, 2009.- 64с. (Здоровый малыш).
2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства ДОУ/ Л. Волошина// Дошкольное воспитание. -2004.- № 1-с. 114-117.
3. Волошина, Л., Сокорева, Е. Развитие тонкой моторики средствами физических упражнений и подвижных игр / Волошина, Л., Сокорева, Е. // Дошкольное воспитание. -2011.- № 2 – с. 31 -35.
4. Седловская, И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников/ И. М. Седловская// Коррекционная работа. -2012.- № 5-с. 67-71
5. Соловьева, О. Обучая оздоровлять. / О. Соловьева// Детство. Отрочество. Юность. – 2012 - № 12 – с. 13 – 20.