Елена Штоль
Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей «Приемы работы. Словесные игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей.
В работе над словообразованием используйте приемы :
Дидактические игры и упражнения «магазин», «зоопарк» и т. д.
Демонстрируйте картины, альбомы, фотографии.
Читайте художественную литературу.
Наблюдайте за окружающей жизнью.
Применяйте совместное «чтение» текстов, содержание пиктограммы.
Публикация «Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей „Приемы работы, Словесные игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
Обогащайте словарь через музыку, театр.
Используйте технические средства.
Ребенок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования :
• Образовывать имена существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбак и т. д.).
• Образовывать глаголы при помощи приставок (ушел –пришел ит. д.)
• Образовывать относительные прилагательные (сок из березы-березовый сок и т. д.).
• Отрабатывать притяжательные прилагательные (стол папы-папин, хвост лисы-лисий и т. д.)
Задача взрослого – помочь ребенку усвоить способы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребенку знание о том, как образуются слова. Как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
Успехов вам в обучении детей!
Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования
Главная задача в словотворчестве - овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах. Тогда ребенок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и безгранично обогащать свой словарный запас.
Младший дошкольный возраст.
Игровое упражнение «Ласковые имена»
Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.
Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка. Аналогичное упражнение проводится по называнию детенышей животных : - У кошки – котеночек, - медведицы – медвежонок, у утки –утенок, у мышки – мышонок.
Игра «У меня нос, а у тебя?»
Воспитатель называет части своего тела, а ребенок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
-У меня нос, - говорит воспитатель. – А у меня носик. –У меня уши (а у меня ушки) и т. п.
Средний дошкольный возраст
Игровое упражнение «Два брата»
Цель: учить образовывать формы глаголов настоящего времени.
Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.
- Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик еще только….- встает добавляют дети.
- Шустрик оделся, а Мямлик…. Далее дети отвечают: оделся-одевается, заправил-заправляет, умылся-умывается, позавтракал-завтракает, почистил-чистит и т. д. можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т. д.
Игровое упражнение «Чаепитие»
Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай будем пить из самовара». Нужно заварить чай.
«В чем заваривают чай? (чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.
Аналогичное упражнение «Таня накрывает на стол» (хлебница, салфетница, сахарница, молочник, конфетница, салатница, чайник)
Старший дошкольный возраст
В гости к детям приходит собака (бибабо) Пиф.
-Я Пиф и умею считать. Вот спроси у меня сколько у меня хвостиков и я отвечу.
-Пиф, сколько у тебя хвосов?
-У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (обращается к ребенку).
- У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щеки, лапы и т. д.)
Пиф не отвечает на вопрос до тех пор пока ребенок не образует правильную форму.
Подготовительный возраст
Игра «Сравни предметы»
Задание: послушать предложения,сравнить предметы и закончить предложения.
Речевой материал: апельсин большой, а арбуз еще больше; клубника маленькая, а смородина еще…; дыня сладкая, а арбуз еще. ; персик мягкий, а вишня еще…; яблоко твердое, а айва еще…; груша вкусная, а ананас еще. ; дерево высокое, башня еще. ; куст низкий, а трава еще…; клен олстый, а дуб еще…; рябина тонкая, а камыш еще…; шар легкий, а пушинка еще…; сумка тяжелая, а чемодан еще…; диван мягкий, а подушка еще…; дерево твердое, а железо еще…; лед прозрачный, а стекло еще…; лента узкая, а а нитка еще…; шнурок длинный, а нитка еще. ; линейка короткая, а карандаш еще…; волк большой, а медведь еще…; олень высокий, а жираф еще…; медведь тяжелый, а слон еще… .