Елена Тюлькина
Конспект занятия «Приди, Весна красная!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На занятии дети знакомятся с обрядом закликания весны, закликания птиц. Разучивают заклички, знакомятся с основными хороводными движениями, продолжают развиваться в области музыкального фольклора.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
Публикация «Конспект занятия „Приди, Весна красная!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие фольклора, двигательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Приди, Весна красная!»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядные (Демонстрация убранства русской избы, показ птичек из различного материала и теста)
Словесные (Рассказ об обрядах)
Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)
3. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие - дети узнают фольклорные обряды
Познавательное развитие: дети разучивают заклички, знакомятся с новой игрой
Речевое развитие: Расширение активного словаря (закликание весны, заклички, гуканье птиц)
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
4. Возрастная группа: Старшая
5. Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях русского народа в процессе ознакомления с фольклорным обрядом закликания весны.
6. Задачи:
6.1 Формировать представления детей об обряде закликания весны.
6.2 Развивать умение в технике пения acappella
6.3 Воспитывать интерес к знакомству с русским музыкальным фольклором
7. Планируемые результаты
7.1 Сформированы представления о фольклорном обряде закликания весны
7.2 Ребенок способен исполнять заклички без сопровождения музыкального инструмента.
7.3 Испытывает потребность в восприятии музыкального фольклора
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) интерьер русской избы, колокольчик,, птички - жаворонки выполненные из разного материала, печенье «жаворонки», аудио проигрыватель, аудиозапись П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник», аудиозапись «Волшебный лес», аудиозапись народной песни «Заплетися плетень»; белые маленькие шарики.
Ход занятия
Звучит музыка, дети спокойным шагом заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель их встречает.
М. р. : здравствуйте ребята!
Дети: здравствуйте!
М. р. : а давайте мы с вами познакомимся? Меня зовут Елена Сергеевна!
Происходит импровизационный диалог. М. р. поет свое имя, сочиняя мелодию на ходу, задает вопрос: «А как тебя зовут (пропевая). Задача детей пропеть предложение со своим именем «А меня зовут Алёночка!»(например).
М. р. : ну вот мы с вами познакомились, а давайте теперь поздороваемся музыкально! Я вам буду петь: «Здравствуйте, ребята! А вы мне отвечать: «Здравствуйте!»
Звучит музыкальная попевка: «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель: ребята, а давайте мы с вами отправимся в путешествие во времени!
Ответ детей:
звучит волшебная музыка:
М. р. : давайте все сядем на палас, в круг, плотно друг к другу, закроем глаза, сосчитаем до 20.
Дети: один, два….
Дети открывают глаза и видят интерьер русской избы. Их встречает хозяйка (переодетый музыкальный руководитель)
Хозяйка:Здравствуйте, гости дорогие! Ой замерзла, на улицу ходила, морозу угощение носила. Дети, а вы знаете как мороза кормят и для чего?
Ответ детей:
Хозяйка: А хотите я вас научу?
Ответ детей:
Хозяйка:В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали на улицу, морозу угощенье. (раздает мягкие шарики) Да еще приговаривали:
Мороз – Красный нос, вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!
Дети повторяют за хозяйкой закличку и бросают шарики
Люди верили, что, наевшись хлебных шариков, Мороз уйдет в дальние края, за леса, за моря и уведет с собой зиму. А чтобы приблизить весеннюю пору люди складывали о весне стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, звали-зазывали ее скорее прийти и растопить снег.
Хозяйка:А сейчас мы с выучим закличку про жаворонков.
Разучивание заклички «Чувиль-виль-виль»
Красивая песенка? А кто такие жаворонки?
Ответы детей:(Да, маленькие птички. Они прилетают из теплых стран не самые первые, но люди говорят, что как только они прилетят, так и настоящая весна наступит.)
Хозяйка: А вы знаете, ребята, какой сегодня день?
Ответы детей:
Это по нашему современному календарю, а давным-давно люди придумали каждому дню имя, и сегодняшний день называли Евдокией (Авдотьей) по прозвищу – весновка, замочи подол, свистунья.
В этот день хозяйки лепили из теста птичек-жаворонков, пекли их, мазали сладким медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали их. Празднично одетые дети ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц.
Посмотрите, у меня в доме тоже есть такие птицы. Давайте и мы возьмем жавороночков в руки, будем тихонечко их подбрасывать вверх. А ещё подпевайте мне закличку.
Хозяйка: Высоко, далеко в небе летят птицы, позовем их, пропоем – гу, протяжно, напевно, тоненько.
Жаворонушки, перелётушки, прилетите к нам (все дети – Гу)
Весну ясную, весну красную принесите к нам,Гу!
С сохой, бороной и лошадкой вороной. Гу!
С пряльцем, с донцем, с новым веретенцем!Гу!
Хозяйка: Замечательно у нас получилось. А теперь давайте поставим птиц на полочку аккуратно. А куда же прилетят жаворонки (В поле, в лес). А скажите, ребята, хотели бы вы увидеть, как просыпается лес после зимнего сна, и не только увидеть, но и всем показать.
Звучит музыка «Весеннего леса».
Музыкальный руководитель: Как хорошо в лесу, слышите, ручьи журчат, просыпается природа.
А хотите, наши девочки сейчас превратятся в первые весенние цветы, как они называются (подснежники,а мальчики в большие, красивые деревья. И нет в нашем лесу ни одного похожего дерева, все они разные. И нет одинаковых цветов, у каждого цветка свой характер, один застенчивый, другой смелый.
Давайте мы подумаем и представим, как же просыпается весенний лес.
Еще местами на земле лежит снег, а цветы уже проснулись, протянули к солнышку свои нежные листочки, потянулись, закачали головками, и зазвенела на весь лес волшебная музыка весны и разбудила спящие деревья. Потянулись они, стряхнули с веток тающий снег, и тоже потянулись к солнцу. Как только я взмахну рукой, случится чуда и спящий лес проснётся.
“Пробуждение леса” пластическая импровизация детей. Звучит «Апрель. Подснежник» П. Чайковского
Молодцы! А вы услышали пение птиц?
Ответ детей:
Хозяйка: Как замечательно весной в поле и в лесу. Везде мы с вами побывали и жаворонка послушали. А что ещё мы не делали? Да хороводы не водили!
В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнышка красного и отсюда главный рисунок хоровода, какой (Круг)
Импровизационный хоровод
Хозяйка: А теперь, детвора, поиграть пришла пора?
Наша игра называется “Жаворонок”.
Дети становятся в круг и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Хозяйка:Сегодня мы с вами говорили о весне, о русских обычаях. А помогали нам в этом птицы – жаворонки. А сейчас, гости дорогие, примите сладкие подарки, жаворонков, сама пекла, старалась! Угощайтесь на здоровье, растите большими да умными! Возвращайтесь в свой детский сад.
Дети: Спасибо, до свидания!
Хозяйка: До свидания!
Звучит волшебная музыка
Дети садятся на палас, закрывают глаза и считают до 20. В детском саду их встречают воспитатель и музыкальный руководитель.