Галина Грачёва
Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к четырём-пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Они не произносят отдельные звуки ([л], [р], группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков : шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сётка» вместо щётка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка, звук [р] – картаво («гхука» вместо рука).
Публикация «Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах
Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку они служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от аналитического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Нарушения в аналитическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений, ребёнок сам «растянет» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от неё зависит чёткость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л], группа звуков ([ш], [ж], ([ч], [щ]) или несколько групп звуков. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением ЦНС.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Дети долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Для них характерно смешение, замена или искажение звуков.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет содержание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Специальные расслабляющие упражнения помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё получается с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждый, даже самой незначительной удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.