Кретинина Юлия
Причины возникновения эмоции страха у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции понимаются нами как душевные волнения, составляющие элементы чувств. Человек может испытывать различные эмоции. в попытках объеденить чувства и эмоции Эйген Блейер в 1929 году свел их под общим названием "эффективность". Видимо, под данным понятием понималось реактивное восприятие окружающей действительности, т. е. " как я реагирую на стимулы извне". На основании телесных переживаний Иммануил Кант делил эмоции на стенический (радость, воодушевление, гнев)-возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенический (страх, тоска, печаль)-ослабляющие. Длительные эмоции принято называть настроениями. К какому более настроению склонен ребенок, такие чувства и доминируют в его внутреннем мире. Эмоция сама по себе проявляется в разных модальностях переживаний. Внутренне переживание (анализируется степень глубины переживания и синтеза эмоций, часто субъективно и узнать о нем можно, только спросив самого маленького человека) Внешнее, т. е реактивное (проявляется в поведении человека, переживающего то или иное эмоциональное состояфние, что обусловливается рядом причин. типом темперамента, усвоенной моделью социального поведения, особеннностями нервной системы.)
Публикация «Причины возникновения эмоции страха у детей» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Страх и детская тревожность
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Конечно, понятно, что основа для возникновения эмоцийй-это физиологическая реакция организма, который запускает определенные химические процессы внутри нас в ответ на стимул из окружающего мира. А значит, наши эмоции, и в частности страх, зависят от получаемой информации и ее интерпретации. Если ребенок знаком с собакой, знает ее повадки (прыгать и дружелюбно лаять при встрече) он не испугается, а если не зная этих особенностей, будучи когда-то запуган собаками, то при встрече будет испытывать стресс, а при невротических тенденциях даже заикание. Особенности протекания и формирования эмоциональных переживаний можно представить в следующей модифицированной формуле: эмоция-необходимая информация-имеющаяся информация-поведенческая реакция-закрепленное эмоциональное реагирование. Становится понятным архиважное значение педагогически грамотно поданной информации для предупреждения возникновения эмоции страха. Кроме того, эмоциональная реакция зависит от умственного развития. В самом деле очевидно, что чем выше интеллектуальное развитие ребенка, тем легче ему понять причину несоответствия между тем, с чем столкнулся, и тем, чего ожидал, и в результате значительно уменьшить свою эмоциональную реакцию.
Типы проявления страха :
-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (учащенный пульс, сердцебиение, спазм, мышечное напряжение, слезы, кашель, нервные тики)
-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ (крик, стремление и попытка убежать, спрятаться, агрессивные реакции, поиск защиты, напряженное молчание)
-КОГНИТИВНЫЕ (воображение может как преувеличивать, усугублять, дорисовывать сложившиеся события и ситуацию, так и помогать осознать их адекватно исходя из имеющейся и полученной информации)
Важное исследование анализа теории возникновения страхов принадлежит А. Бандуре (2000г., в котором он доказал возможность возникновения страхов по подражанию. Данный подход называется социально-когнитивным. Страх заразителен -это крайне важно понимать как педагогам, специалистам, так и родителям. Поэтому коррекция личных конкретных страхов проводится индивидуально, а формирование способностей преодоления трудностей, возникновения психоэмоционального напряжения -коллективно, в групповой работе. Страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. Страхи у детей-это проявление личностной тревожности, которая зачастую формируется при нарушенном восприятии в семье, формирование же страхов способствует возникновению психологических защит, таких как избегание, агрессия, фантазирование. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность и страхи еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических занятий и рекомендаций.