Татьяна Березина
Индивидуальное обучение дошкольников с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый ребенок – уникальный индивидуум, и именно так к нему следует относиться. Думайте не о диагнозе, а о ребенке. Помощь, которая ему оказывается, образование, которое он получает, должны определяться не диагнозом, а только возможностями и потребностями ребенка» [Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей»]
Педагогическими условиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья являются:
Публикация «Индивидуальное обучение дошкольников с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- адекватный характер общения и взаимодействия взрослого с ребенком.
- включение родителей в педагогический процесс путем формирования положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия со своим ребенком.
- создание развивающей предметно - пространственной среды.
- организация регулярных индивидуальных коррекционных занятий.
Содержание индивидуальной формы взаимодействия педагога с ребенком и родителями отражается в индивидуальной программе развития, воспитания и обучения воспитанника детского сада. Структура индивидуальной программы воспитанника ДОУ содержит: титульный лист, пояснительную записку и содержание коррекционной работы учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. В пояснительную записку входит: выписка из истории развития ребенка, краткая психолого-педагогическая характеристика по результатам обследования и наблюдениям, условия развития, обучения и воспитания, цель и задачи обучения и воспитания. Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога и других специалистов (методы и приемы) отражается по образовательным областям, согласно ФГОС ДО. Определяются целевые ориентиры (планируемые показатели развития ребенка по реализуемой программе). Планируется работа с родителями, включающая в себя рекомендации всех специалистов ДОУ.
Наиболее эффективные методы и приемы в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ:
•Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи – жестам и речи.
•Использование совместных действий со словесным обозначением.
•Демонстрация образца действия (движения, его словесного обозначения и совместного воспроизведения (повторения по образцу).
•Использование лаконичной инструкции взрослого (невербальной, вербальной).
•Частая смена видов деятельности.
•Удержание интереса детей к игрушкам и к действию с ними (обыгрывание).
•Использование любимой игрушки ребенка при выполнении задания.
•Добавление в знакомое упражнение новой задачи.
•Усложнение способа действия со знакомым предметом со знакомым предметом или игрушкой; прием «новой» игрушки и новых настольных игр.
•Перенос полученных знаний и опыта на другой предмет или ситуацию.
•Создание педагогом атмосферы успеха (педагог хвалит ребенка и родителя или одобряет их действия)
Особенности организации коррекционного занятия:
•Формирование стереотипа учебного занятия. Ребенок должен привыкнуть к тому, что его учат. Учебное поведение формируем неотрывно от развития эмоциональной сферы. Каждое занятие необходимо начинать с эмоционального заражения, вовлекать ребенка в учебный процесс с помощью особой экспрессии. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка, действовать в зависимости от ситуации и желания ребенка.
•Формирование пространственно-временного стереотипа занятия. Для развития пластичности нервной системы необходима гибкость построения занятия. Ребенку легче, когда все определено, предсказуемо. Сначала делается одно, потом - другое. За одним столом делается то, что требует педагог (произвольности, за другим – то, разрешается педагогом (расслабиться, поиграть любимой игрушкой).
•Развитие смыслового стереотипа занятия. Любым играм придается сюжетный эмоциональный смысл. Каждое занятие должно иметь пусть незначительный, едва видимый, но результат («у тебя получилось…», «мы сделали…»).
Структура индивидуального коррекционно -развивающего занятия.
• Ритуал «Приветствие» (игровой момент или ситуация). Свободное общение, настрой на взаимодействие, развитие коммуникативных навыков (это может быть просто игра с любимыми игрушками).
• Знакомая совместная игра на развитие познавательных психических процессов.
• Знакомство с новой игрой (или изменение задачи знакомой игры).
• Игровое задание с элементами изодеятельности или графическое упражнение на развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
• Ритуал «Прощание» (обыгрывание или озвучивание результата).
В ДОУ применяется и другая структура занятия — это занятие по развитию мелкой моторики. На данном занятии могут решаться задачи любой образовательной области.
Их преимущества в следующем:
- устанавливается эмоциональный контакт и взаимодействие «взрослый – ребенок»;
- отрабатываемые действия выполняются под руководством взрослого и с его активной помощью в форме совместной деятельности, показа, сопровождаемого речью;
- положительный фон, похвала подчеркивают важность данной деятельности, помогают создать для ребенка ситуацию успеха;
- это адаптированные условия для тренировки двигательных кистевых и пальцевых навыков, для накопления сенсорно-двигательного опыта.
Структура индивидуального занятия по развитию мелкой моторики:
• Массаж или игра с элементами массажа.
• Пальчиковая игра или игра с движениями.
• Игра на развитие тактильно-двигательного восприятия.
• Игра с различными предметами или материалами.
• Графические упражнения или задание с элементами изодеятельности.
Любое коррекционное занятие имеет свой какой-то результат, какое-то небольшое, но достижение. Для того чтобы родители увидели успехи детей, создаются разнообразные выставки детских работ. Организуются общие выставки лучших работ из всех групп, выставки работ в каждой группе, мини выставки работ одного ребенка. Организация мини-выставок детских работ помогает родителям осознать, что их ребенок движется вперед - пусть маленькими, но своими шагами. Это лучше чем сравнивать его успехи с успехами сверстников.
Любит или же научился ребенок раскрашивать, резать ножницами, размазывать пластилином, то есть исходя из его интересов, пристрастий пытаемся создать работы, а потом создать мини выставку достижений. Например, Артём М. не очень любит выполнять графические упражнения, быстро бросает начатое дело, но он любит играть разными машинками, поэтому старательно, с удовольствием раскрасил картинки, и у нас получилась выставка «Машинки – помощники человека». Мамой Ильи К. было замечено, что у ребенка появился интерес к пластилину «любит намазывать везде» Так родилась идея - создания работ пластилиновые картинки «А это можно кушать!» Саша С. полюбила собирать бусы из крышек. А почему бы не попробовать сделать разные бусы из разного материала? А, если еще и для мамочки? Получилась выставка «Бусы для любимой мамочки». Арина К. очень любит резать ножницами бумагу. Это помогло нам и выставку создать и закрепить названия животных, которые живут в зимнем лесу. На одном из занятий мальчик Семен Ч. проявил интерес к игре «фармацевт». Там было задание - в каждую ячейку пластинки из-под таблеток положить горошинку. Затем попробовали с ним выкладывать всевозможные дорожки из разных семечек. Самое интересное - это то, что чем мельче был материал, тем больше удовольствия получал ребенок. Потом стали пробовать выкладывать по контуру разные простые предметы. При выполнении работ использовалась четкая схема действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов и так как ребенок с тяжелыми нарушениями речи — комментировались все его действия. Итогом была выставка «Чудеса из семян». Учитывая интересы ребенка, помогаем преодолевать нарушения в его развитии. Света В. плохо запоминает цифры, но нравится раскрашивать картинки — почему бы это не совместить? Предлагаем задания, где надо раскрашивать с помощью цифр.
Индивидуальное обучение детей в условиях детского сада должно доставлять им радость. Сначала ребенок учится получать удовольствие от ощущения собственной успешности, а потом и от удовольствий самого процесса общения в ходе игры, в ходе выполнения работы. В специально созданной развивающей предметно-пространственной среде дети имеют возможность под контролем взрослого упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно-развивающих занятиях и чувствовать поддержку взрослого.
Литература:
1. А. В. Закрепина «Трудный ребенок» : пути к сотрудничеству» - М. «Дрофа» - 2007г.
2. «Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми» Составитель М. С. Дименштейн –М. «Теревинф» - 2008г.
3. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации» -М. «Просвещение» - 2009г.