Ирина Тимофеева
Причины снижения двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт-Петербургское государственное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 комбинированного вида Фрунзенского района»
Причины снижения двигательной активности дошкольников
Подготовила ИФК Тимофеева И. Ю
2019 год
Для гармоничного роста и развития детского организма необходимостью являются разнообразные двигательные акты, которые определяют дальнейшее структурное и функциональное развитие ребенка.
Публикация «Причины снижения двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
В последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию – недостаток в движениях. Причина этого, гиподинамия – малоподвижный образ существования, вследствие комфортных жизненных условий, развитие научно-технического прогресса и высоких технологий Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей. Порой дети отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации движений.
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:
активность в процессе физического воспитания;
физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой
К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».
Выделяют три уровня двигательной активности :
Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность.
Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности.
Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.
Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Выделяются следующие двигательные типы ребенка :
Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;
Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);
Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения
Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.
Дети дошкольного возраста испытывают активный интерес к электронной технике, предпочитая другим играм. Возросло количество дошкольников имеющих свой компьютер или гаджет и как следствие эти дети находятся в статическом положении неограниченное время, так как в силу несформированности психических и волевых качеств, ребенок не может самостоятельно регулировать смену видов деятельности.
В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму.
Средства развития двигательной активности дошкольников
В нашем образовательном учреждении осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укрепления здоровья воспитанников.
Используются следующие формы двигательной активности : утренняя гимнастика, физкультурные занятия в помещениях и на свежем воздухе, физкультурные минутки во время проведения занятий, подвижные игры, спортивные упражнения, плавание. Физкультурные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю. В теплое время года максимальное число занятий физкультурой проводятся на свежем воздухе на стадионе.
Не последнее место занимают подвижные игр и физическая активность детей на прогулке, многие игры развивают несколько качеств:
внимание и скорость реакции
наблюдательность и ловкость
выносливость и координацию движений
самостоятельная двигательная активность детей дошкольного возраста
Все это соответствует нормам и требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам.
Библиографический список:
Бревнова Ю. А. Особенности влияния компьютерной техники на современную субкультуру детства // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-3. С. 467. [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-kompyuternoy-tehniki-na-sovremennuyu-subkulturu-detstva ( дата обращения: 12.02.2017).
Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1985. С. 131–134.
Одинокова Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2013. – С. 189-193.
Петрова Е. И. Дети и компьютер // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. №1. С. 138. [Электронный ресурс]. - URL :