Фаида Вагабова
Рекомендации для родителей о двигательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей о двигательной активности детей
Физические упражнения и игры не только укрепляют здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством воспитания характера, влияют на всё поведение детей.
Во время игр и физических упражнений ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями добиваться поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива.
Темочки:
В дошкольном возрасте, а также в младшем школьном возрасте игры имеют особенно большое воспитательное значение. Дети играют совсем не так, как подростки. Их игры подражательны (имитационные). Играя, дети часто изображают события или действия, привлекающие их внимание. В частности, они любят изображать труд взрослых, играть в танкистов, летчиков, артиллеристов, космонавтов.
Для воспитания ребенка содержание, вкладываемое в игру, имеет огромное значение. Играя, ребенок глубоко переживает те действия, которые он выполняет.
Родители могут влиять на выбор содержания подражательных игр и тем самым поставить воспитание ребенка на верные рельсы.
Игра служит больше для удовлетворения потребности в движении, она является физическим упражнением и способом оценки своих сил в сравнении с силами товарищей.
Таким образом, в игре дети приучаются уважать правила, установленные коллективом.
Выработке характера ребенка, формированию правил его поведения способствуют и отдельные физические упражнения. Впервые скатываясь с горки на лыжах или санках, прыгая в воду, ребенок поначалу испытывает страх, но усилием воли подавляет его и выполняет упражнения. В дальнейшем он съезжает с более высоких гор, прыгает в воду с более крутого берега, и постепенно у него вырабатывается уверенность в себе, смелость и решительность. Человек, получивший с детских лет физическую закалку, будет настойчиво идти к намеченной цели, не растеряется при первых затруднениях, а приложит все усилия к тому, чтобы их преодолеть.
Большинство детей находится в статическом положении, сидя за компьютером. Это отражается на опорно-двигательном аппарате, функционировании многих систем организма, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении мышцы, поддерживающие правильную позу, устают, дыхание становится менее глубоким, и легкие недостаточно вентилируются; работа сердца изменяется, происходит застой крови в малом тазу и нижних конечностях. Работоспособность организма и особенно мозга постепенно падает: снижается внимание, увеличивается время мыслительных операций, ослабляется память, ухудшается координация движений. К отрицательным проявлениям гипокинезии в комплексе с другими факторами относится снижение сопротивляемости молодого организма простудным, инфекционным и другим заболеваниям. Следует также учесть неблагоприятное влияние на рост и развитие организма ребенка гиподинамии. Длительное значительное ограничение движений резко угнетает нервную систему, ухудшает развитие мышц. При гиподинамии снижается до предельного уровня обмен веществ, задерживается развитие внутренних органов, сердечно – сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, желез внутренней секреции и т. п. В целях преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии необходимо способствовать широкому рациональному применению игр и физических упражнений в промежутках между выполнением заданий. Чем больше ребенок производит движений в течение дня, тем больше у него образуется новых условно - рефлекторных двигательных актов, ускоряющих овладение новыми движениями трудового и бытового плана. Пренебрежение утренней гигиенической гимнастикой, занятиями физической культуры, играми и прогулками на свежем воздухе, занятиями в спортивных секциях приводит к тому, что уже к середине учебной недели ребенок устает и это мешает ему полноценно усваивать новые знания. Некоторые родители не понимают этого и стремятся оградить ребенка от физкультуры, засадить его за пианино, изучение языков, рисование, не дают возможности отправиться ребенку на 1 – 2ч на спортивную площадку.
Сейчас уже нет нужды доказывать, что физическая культура, которая в нашей стране стала органической частью общей культуры и воспитания подрастающего поколения, необходима абсолютно каждому ребенку. Целенаправленная двигательная активность является залогом нормального физического развития, повышает сопротивляемость организма заболеваниям и работоспособность.
Пассивные дети вырастают в пассивных взрослых. Между тем регулярные физические упражнения улучшают состояние костно-мышечной системы, развивают выносливость, снижают риск серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы, помогают избежать диабета и рака толстой кишки. Физкультура также нормализует кровяное давление и повышает самооценку ребенка.
Американская кардиологическая ассоциация рекомендует специально заниматься физическими упражнениями или подвижными играми с детьми от года до трех лет как минимум 30 минут в день, а от трех лет до школы – 60 минут. Кроме того, всем детям следует от одного до нескольких часов в день посвящать свободной физической активности. Дошкольники не должны оставаться без движения больше часа (не считая времени сна, конечно, потом обязательно необходимо сделать перерыв и подвигаться.
Аэробные упражнения (бег, прыганье, игры с мячом) укрепляют сердечнососудистую систему ребенка. Упражнения на силу и гибкость (лазанье, растяжки) укрепляют кости и мышцы, а также улучшению координацию движений.
Предложите ребенку встать и поиграйте вместе с ним, выполняя следующие упражнения.
Упражнения для детей от 1 года до 3-х лет
1. Ходьба по "канату"
С помощью строительной ленты проведите на полу черту.
Вместе походите по этому "канату".
Старайтесь не наступать на пол. Пройдите по "канату" лицом вперед, спиной, а также боком
Результат: упражнение улучшает чувство равновесия, укрепляет мышцы ног
2. Растяжки
Поставьте ноги на ширине плеч. Предложите ребенку повторять движения за вами.
Присядьте на корточки.
Медленно вытянитесь во весь рост. Вытяните руки над головой.
Медленно опустите руки.
Снова опуститесь на корточки и повторите все сначала.
Результат: упражнение помогает вытянуть все мышцы тела
3. Голова, плечи, колени и пальцы ног
Встаньте лицом к ребенку.
Медленно называйте все части тела, перечисленные в названии упражнения, - так, чтобы ваш ребенок успевал прикоснуться к каждой из них.
Если ребенок все делает правильно, поменяйте порядок перечисления и ускорьте темп.
Результат: упражнение развивает гибкость. Также вы помогаете ребенку выучить названия частей тела и усвоить такие понятия, как верх, низ, лево, право.
Упражнения для дошкольников
1. Прыжки.
Возьмите ребенка за руки и попробуйте вместе подпрыгивать как можно выше.
Старайтесь вложить в прыжок как можно больше энергии, приземляйтесь со слегка согнутыми коленями.
Теперь попробуйте подпрыгивать, держа руки по швам.
Покрутитесь в прыжке, помогая себе ногами и руками.
Результат: упражнение укрепляет мышцы ног и улучшает циркуляцию крови.
2. Качалка.
Сядьте на пол и обхватите руками ноги под коленями. Пусть ребенок повторяет за вами.
Перекатитесь на спину, не разжимая рук.
Не перекатывайтесь на шею — это может вызвать неприятные ощущения и затруднит упражнение.
После нескольких повторений, вернувшись в первоначальную позу, попробуйте покачаться из стороны в сторону.
Результат: растягиваются мышцы спины и укрепляются мышцы брюшного пресса.
3. Зеркало.
Предложите ребенку быть вашим отражение в зеркале — пусть он точно повторяет ваши движения.
Делайте медленные движения. Будьте "отражением" по очереди.
Придумывайте движения, которые требуют гибкости и тренируют ребенка. Сгибайтесь в пояснице, поднимайте руки над головой, вставайте на цыпочки, приседайте, бегите на месте.
Результат: улучшается координация движений, так как ребенок должен повторять то, что видит. Это пригодится ему, когда он будет учиться писать. Упражнение развивает гибкость и укрепляет сердечнососудистую систему.