Кафидов Алексей
Организация двигательной активности у детей с ЗПР в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация двигательной активности у детей с ЗПР в ДОУ»
Кафидов А. В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32», г. о. Саранск,
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Это многочисленная категория, которая разнообразна по составу.
Публикация «Организация двигательной активности у детей с ЗПР в ДОУ» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с задержкой психического развития наблюдаются специфические недостатки моторики и психомоторики, являющиеся следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. В первую очередь, конечно же, страдают двигательные качества. Так же слабо развита координация движений и недостаточно сформирована пространственная организация.
В связи с этим необходимо уделять большое внимание двигательному развитию детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: Дошкольный возраст, Задержка психического развития, двигательная активность ребенка, корригирующая гимнастика.
«The organization of motor activity in children with CRA in pre-school»
A. В. Kafidov
Municipal preschool educational institution
"Kindergarten number 32", g. Saransk,
Currently, the number of children with mental retardation has significantly increased. This is a numerous category that is heterogeneous in composition.
In children with mental retardation, there are specific deficiencies in motility and psychomotor activity resulting from an early organic lesion of the central nervous system or its functional immaturity. In the first place, of course, motor qualities suffer. The coordination of movements is also poorly developed and spatial organization is not sufficiently formed.
In this regard, it is necessary to pay great attention to the motor development of children with mental retardation.
Keywords : Preschool age, Mental retardation, motor activity of the child, corrective gymnastics.
Под дошкольным возрастом принято считать период детства детей с 3 до 7 лет. Темп развития ребенка дошкольного возраста уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Однако данный период детства, также, играет важную роль для физического и психического развития ребенка. Многие дошкольники посещают различные образовательные учреждения, однако нередки случаи, когда малыши обучаются на дому.
На современном этапе в нашей стране на протяжении длительного периода времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, а также нервно-психического и физического состояний. В связи с этим сформировалась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Доктора педагогических и медицинских наук, а так же педагоги определяют их состояние как пограничное между нормальным и патологическим развитием, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического и физического развития ребенка, когда отдельные психические функции, такие как: память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если к окончанию этого периода детства остаются признаки недоразвития психических и физических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на три составные части:
– активность в процессе физического воспитания;
– физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
– спонтанная физическая активность в свободное время.
Формирование двигательных умений и навыков у детей с ЗПР — это прежде всего помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций, развитие которых бывает нередко замедлено. Поиск наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий коррекционного физического воспитания детей с нарушением интеллекта, и. в частности детей с задержкой психического развития, может рассматриваться как средство «обогащения двигательной среды», в которой находится ребенок с ограниченными возможностями. Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у учащихся с ЗПР обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и
физической подготовленности [1, с. 26].
Одной из форм организованного обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, поэтому для детей с ЗПР обязательно нужно использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. Необходимо учитывать, что у таких детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость. Подвижные игры нужно подбирать таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя такие движения, обучение которым проводилось в течение текущего месяца.
Занятия по физической культуре должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики и равновесия. Целесообразно использовать упражнения циклического характера. Рекомендуемая частота проведения физкультурных занятий – 3 раза в неделю, одно из которых должно проводится на воздухе.
Кандидат педагогических наук, доцент О. В. Решетняк, отмечает, что у дошкольников с задержкой психического развития выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения должны выполняться детьми по подражанию, т. е. по показу, далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе – по словесной инструкции [2, с. 175].
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она должна проводиться ежедневно до завтрака, под музыкальным сопровождением. Начинаться гимнастика должна с ходьбы разными способами. Утренняя гимнастика может проводиться в виде общеразвивающих упражнений или игровых. В завершении гимнастики необходимо использовать специальные дыхательные упражнения. Также можно использовать элементы корригирующей гимнастики.
Корригирующая гимнастика – вид лечебной гимнастики, система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника [6, с. 61].
Корригирующая гимнастика включает в себя специально подобранные упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития, именно так считает советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог; доктор медицинских наук, профессор – Е. М. Мастюкова. Упражнения подбираются в зависимости от видов двигательных нарушений, состояния здоровья детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей. Также включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения. Во время организации гимнастики необходимо музыкальное сопровождение [3, с. 65].
Гимнастика после дневного сна должна проводиться при открытых фрамугах окна в течение 7-15 мин. Можно использовать музыку при ее проведении. Детей необходимо постепенно пробуждать на гимнастику.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию факторов среды, развивает выносливость организма ребенка. Занятия должны проводиться систематически, при проведении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст [7, с. 89].
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения важное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.
Физкультурный досуг проводится в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе. Данный вид досуга не должен совпадать с физкультурными праздниками и занятиями.
Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка должна включать в себя:
– достаточное место для движений;
– оптимальное количество;
– разнообразие;
– сменяемость пособий;
– закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке: во время утреннего приема, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время [4, с. 182].
В самостоятельной деятельности хорошо использовать спортивные игры-городки, серсо, баскетбол, футбол, бадминтон.
В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка с ЗПР играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил [5, с. 98].
При целенаправленном комплексном воздействии средствами физического воспитания, у детей с ЗПР раскрываются двигательные способности, мобилизуются психические и физические силы. Преодолеваются недостатки в физическом и в психическом развитии, нарушения в здоровье, также происходит его сохранение и укрепление.
Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников с ЗПР должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно-игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами мышечной и психической релаксации, а также средства и методы данстерапии, музыкотерапии, ритмопластики, психогимнастики согласно распределению их в структуре недели, месяца, девятимесячного цикла.
Список использованной литературы:
1. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005, с. 26
2. Фирсановав Н. А. Характеристика здоровья и физического развития детей 1-3 лет с ЗПР / Н. А. Фирсанова // Адаптивная физическая культура 2004, с. 175
3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР: Пособие для практических работников дошк. образ. уч. / под общ. Е. М. Мастюковой. -М. : АРЕТ. И, 2002, с. 65
4. Гольдфельд И. Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей : Учебное пособие для студентов пед. Вузов/ И. Л. Гольдфельд; ГОУВПО «КГПУ»- Петрозаводск, 2004, с. 182
5. Сековец Л. С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 2008, с. 98
6. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста: 3-7лет. Пензулаева Л. И. - М. : Владос, 2004, с. 61
7. Коррекционные подвижные игры для детей с нарушением в развитии. Шапкова Л. В. - М. : Советский спорт, 2002, с. 89