Наталья Прокопенко
Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду – это процесс его приспособления к жизни в новых условиях. Это приспособление осуществляется как с биологической, так и с социальной точки зрения. Адаптация может быть трех типов - легкая, средняя или тяжелая.
Тип адаптации непосредственно зависит от того, как ребенок подготовлен к детскому саду. В этой связи очень важным является непосредственное взаимодействие родителей и воспитателей до начала посещения детского сада.
Публикация «Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду» размещена в разделах
Рассмотрим наиболее важные причины, которые осложняют процесс адаптации ребенка и негативно влияют на его привыкание к детскому саду.
Первой и основной причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие опыта социализации у детей. Речь идет о том, что многие дети имеют крайне ограниченный опыт общения до начала посещения детского сада. Круг общения может включать всего одного взрослого – маму или бабушку. В этом случае адаптация будет долгой и тяжелой. Если круг общения более широк, но тоже ограничивается только членами семьи, например, мама, папа, бабушка, то адаптироваться ребенку в дошкольном учреждении также будет очень трудно.
Это объясняется отсутствием у ребенка навыка общения с незнакомыми людьми, как взрослыми, так и детьми. Причем, если у ребенка есть опыт общения с посторонними взрослыми, допустим друзьями родителей, родственниками, няней, то такой ребенок достаточно легко останется с воспитателем в детском саду. Однако, большое количество других детей будет приводить ребенка в замешательство и вызывать страх.
Проще всего проходят адаптацию дети из полных семей, особенно семей многодетных. Если семья постоянно общается с другими семьями с детьми, то процесс адаптации станет еще легче. Поэтому самым важным в процессе подготовки ребенка к детскому саду является обеспечение ему возможности общения с большим количеством сверстников – во время прогулок во дворе, в детских клубах, при общении с другими семьями. Причем, если дети, с которыми общается ребенок, будут несколько старше его, то это улучшит последующую адаптацию в дошкольном учреждении.
Взрослые мало уделяют внимания тому, как общается ребенок. Они учат его различным навыкам самообслуживания. Могут учить играть, учиться, трудиться, но редко учат правильно взаимодействовать с другими детьми. Однако, именно в процессе общения ребенок наиболее активно познает мир, себя, свое место в этом мире границы своих возможностей.
Таким образом, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Второй причиной осложнения процесса адаптации, как правильно отмечает Н. М. Родакер, является недооценивание родителями важности режима адаптации . Родители часто наплевательски относятся к необходимости подготовки ребенка к детскому саду. Очень распространенной является следующая точка зрения: «Это проблема воспитателя. Мой ребенок плачет, потому что с ним плохо обращаются». Родители не только не осуществляют подготовки ребенка, но и не участвуют в процессе адаптации, оставляя ребенка в детском саду сразу на весь день. Подобный подход чреват превращением адаптации, которая могла быть легкой или средней в тяжелую. Существует и противоположный подход родителей. Он заключается в том, что в детский сад ходят не каждый день, а время от времени. Например, мама работает посменно и водит ребенка через день. Или бабушка дает ребенку «отдохнуть» от детского сада. Этот подход также плох. На этапе адаптации именно регулярность посещения детского сада и непосредственное участие родителей в этом процессе, как и в процессе подготовки к адаптации, является обязательным.
Третьей причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие необходимых навыков самообслуживания у ребенка в соответствии с его возрастной группой. Родители часто не придают значения тому, что к определенному возрасту ребенок должен иметь определенные умения. Например, зачем приучать ребенка у горшку в год? Пройдет еще 6-8 месяцев, и ребенок сам будет ходить на горшок.
К основным навыкам самообслуживания относятся :
- в 1,5 года ребенок: держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая); отрицательно относится к нарушению опрятности; сообщает о физиологических потребностях; спокойно относится к умыванию.
- в 1 год 9 месяцев ребенок: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки; самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли); обращает внимание на грязное лицо и руки; контролирует физиологические потребности; проявляет стремление к самостоятельным действиям; знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
- в 2 года ребенок: ест аккуратно, не облизываясь; при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается; знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды; пользуется носовым платком (при напоминании).
- в 2 года 6 месяцев ребенок: одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого; расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.
- в 3 года ребенок: одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном; застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки; знает назначение многих предметов и их местонахождение; выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси); умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем; замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком; регулирует свои физиологические потребности; вытирает обувь при входе в квартиру; аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой; не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим; говорит слова благодарности, здоровается, прощается.
Однако если ребенок не соответствует по навыкам самообслуживания своему возрасту, то ему будет очень сложно пребывать в детском саду. Например, все едят сами, а один ребенок есть не умеет и его надо кормить из ложечки. Или, все дети одеваются сами, а этот один ребенок не умеет одеваться.
Четвертой причиной осложнения процесса адаптации является несовпадение режима ребенка и режима дошкольной организации. Особенно критичными являются режим дня и режим питания. Ребенок должен ложиться спать не позже чем в 21.00, вставать в 7.00 и обязательно спать днем. Часто у детей, которые начинают ходить в садик, режим дня, установленный мамой в декретном отпуске, принципиально отличается от вышеназванного. Например, подъем в 10.00, отбой в 22.30 или позже, а дневной сон может вообще отсутствовать.
Режим питания должен предполагать, во-первых, регулярные приемы пищи – не менее четырех, лучше – пять приемов пищи. Во-вторых, питание дома должно быть разнообразным и правильным. Некоторые родители, не утруждая себя приготовлением пищи отдельно для ребенка, кормят его «баночным» питанием, а потом переводят на пищу со своего стола. Конечно ребенок, который ест соевые смеси, будет с трудом переходить на нормальное питание. С другой стороны, если ребенка дома кормят сосисками и пельменями, вместе с жареной картошкой, то накормить его кашей или запеканкой в детском саду будет трудно. Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола.
Таким образом, приведение режима ребенка в соответствие режиму в детском саду является обязательным условием адаптации. Если не совпадает режим дня, то у ребенка могут возникнуть психические проблемы, появится недосыпание, хроническая усталость и т. д. Если не совпадает режим питания, то это может привести к тому, что ребенок не будет есть в детском саду. Или возможно появление серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Подводя итог рассмотрению причин осложнения адаптации ребенка в детском саду необходимо отметить, что нормальное прохождение адаптационного периода возможно только при слаженной работе педагогического коллектива в лице воспитателя, няни, психолога с одной стороны и родителей с другой стороны. Перекладывание родителями вопросов адаптации полностью на коллектив детского сада не позволит быстро и качественно выполнить эту задачу.
Использованная литература:
1. Родакер Н. М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 64-68.
2. Колбасина А. С. Адаптация ребенка в детском саду [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/503455/ (дата обращения 10.07.2016).
Статья опубликована:
Прокопенко Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №2 (8). – С. 47-49.