Ирина Череданова
Программа саморазвития: «Игровая деятельность — помощник в адаптации ребенка к детскому саду».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Игровая деятельность - помощник в адаптации ребенка к детскому саду».
Время работы над темой: август 2014 – май 2016 г. г.
Актуальность выбранной темы.
Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.
Игра - доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.
Игра является важнейшим условием полноценного развития. Игра обеспечивает развитие ребенка по трем направлениям.
1. Открывает для ребенка назначение предметов и обобщенные действия с ними.
2. Игра создает благоприятные условия для развития самосознания, возможности для становления целенаправленной деятельности.
3. Активизирует общение с другими людьми (со взрослыми и сверстниками).
В период адаптации ребенка к условиям ДОУ, в организации ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие через игру облегчит малышу процесс привыкания.
Поэтому педагогам необходимо помогать детям играть и самим играть с детьми.
Цель: определить эффективные приемы развития игры у детей в период адаптации к условиям ДОУ.
Игру необходимо использовать как средство облегчающее привыкание ребенка в детском саду.
Задачи:
1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать подход к детям в период адаптации.
2. Освоение эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме развития игровой деятельности у детей раннего возраста.
4. Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.
Предполагаемые результаты:
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества, развитие способности обобщать и распространять свой педагогический опыт.
- разработка и реализация стратегии эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса.
-создание эмоционально - положительной спокойной атмосферы в группе, развитие чувства доверия и привязанности к воспитателю.
Педагогическая идея:
Педагог должен научиться играть вместе с детьми, что бы передать им свой игровой опыт.
1) Воспитывать интерес к играм.
2) Воспитывать доверительные взаимоотношения друг к другу.
3) Воспитывать привязанность ребенка к играм.
4) Развивать творческие способности детей.
Направления работы по саморазвитию :
1. Расширение образованности. Анализ методической литературы по данной теме, на основе изучения методической литературы дать характеристику игровой деятельности, ее видов, значение игры для ребенка раннего возраста в период адаптации.
2. Повышение педагогической компетентности, развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков.
3. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
4. Создание развивающей предметно –пространственной среды, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вовлечение родителей в совместную работу.
6. Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Этапы работы по саморазвитию :
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Теоретическое изучение проблемы: постановка целей и задач.
3. Создание развивающей предметно –пространственной среды.
4. Повышение педагогической грамотности родителей.
5. Практическая деятельность. Применение знаний, навыков и умений на практике.
6. Подведение итогов по теме саморазвития.
План мероприятий по реализации программы саморазвития :
№ Этап работы по саморазвитию Мероприятия по саморазвитию Цель Срок
1 Изучение научно – методической литературы по данной теме. 1. Работа в сети Интернет,
изучить педагогический опыт через статьи и журналы: «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
2. Изучить педагогическую
литературу по данной теме самообразования :
«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.
Формирование потребности в самообразовании.
Август-сентябрь 2014 г., 2015 г.
2 Теоретическое изучение проблемы. 1. Изучить статьи в интернете по теме:
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
2. Изучение опыта педагогов ДОУ.
3. Курсы повышения квалификации.
4. Разработать систему работы по использованию игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
5. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Осознание необходимости в знаниях.
Постановка целей и задач работы над темой саморазвития. Август-октябрь 2014 г., 2015 г.
3 Создание развивающей предметно –пространственной среды. 1. Участие в конкурсе:
«Лучшая группа ДОУ».
2. Презентация:
«Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста».
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми игрушками, играми и атрибутами для детей раннего возраста.
Изучение способов пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста. Октябрь 2014 г.
Сентябрь 2014 г.
В течении всего срока.
4 Повышение педагогической грамотности родителей.
1. Оформление стенда: «Играя-учимся творить».
2. Беседы с родителями (в течение года).
3. Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей».
4. Консультации:
«Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»,
«Характеристика развития детей и организация их жизни», «Какие игрушки необходимы детям», «Раз, два, три, четыре, пять я пошёл играть»,
«Игрушки».
4. Папки-передвижки:
«Адаптационный период», «Как играть с малышом».
5. Памятка для родителей:
«Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».
6. Родительское собрание
«Давайте знакомиться. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению»,
«Игры и игрушки».
8. Сообщение на тему: «Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста».
9. Индивидуальные беседы «Игры на развитие мелкой моторики».
Распространение педагогического опыта.
Повышение педагогической грамотности родителей.
Август 2014 г. -май 2015 г.
Август-ноябрь 2015 г.
Январь 2016 г., февраль 2016 г.
5 Практическая деятельность. 1. Дидактические игры по формированию восприятия о внешних свойствах предметов.
2. Обучение подвижным играм, соответствующим возрасту детей и развивающим разные виды движений.
3. Знакомство с народными подвижными играми.
4. Отображение впечатлений, полученных во время игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
5. Подготовка открытых просмотров для воспитателей и родителей.
6. Участие в различных конкурсах и выставках.
7. Участие в ГМО по теме: «Использование дидактических игр, игрушек в работе с детьми раннего возраста».
8. Презентация «Дидактические игры»
9. Составление картотеки пальчиковых игр.
Применение знаний, навыков и умений на практике.
Обогащение сенсорного опыта детей.
Развитие разных видов движений.
Развитие творческого воображения у детей.
Демонстрация практического опыта.
Совершенствование и обобщение педагогического опыта. В течении всего срока.
Март 2016 г.
В течении всего срока.
Октябрь 2015 г.
Май 2016 г.
6 Подведение итогов по теме саморазвития.
1. Выставка новых дидактических игр для воспитателей ДОУ:
«Делюсь опытом».
2. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами на тему: «Общение без преград».
3. Отчет по теме саморазвития на итоговом педсовете.
4. Презентация: «Творчески, с выдумкой» (оформление игровой комнаты группы раннего возраста).
5. Папка-передвижка: «Пригласительный билет в мир игры». Обобщение опыта по теме программы саморазвития. Подведение итогов педагогической работы за срок. Май 2015, май 2016 г. г.
Вывод:
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора методов и приемов работы, а также разнообразные комбинации технологий организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Играв период адаптации раскрывает малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Игра- мощный инструмент воспитания и развития ребенка. Игра с ребенком- необходимая социальная площадка на пути решения проблем адаптационного периода, укрепления детско-взрослых отношений.
Итогом работы является положительная динамика в развитии игровой деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.